::  ГлавнаяАвтоПриказ Минобрнауки от 12.05.15 N 486
>  Приложение 8

Приложение N 8

Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2015 г. N 486

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
С ПОДКАТЕГОРИИ "B1" С МОТОЦИКЛЕТНОЙ ПОСАДКОЙ ИЛИ РУЛЕМ
МОТОЦИКЛЕТНОГО ТИПА НА КАТЕГОРИЮ "A"


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа на категорию "A" (далее - Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.

Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Специальный цикл включает учебные предметы:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "A" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "A";

"Вождение транспортных средств категории "A" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)".

Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.

Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Примерная программа может быть использована для разработки образовательной программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Примерной программы (далее - образовательная программа), для лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Примерная программа может быть использована для разработки образовательной программы для лиц, не достигших 18 лет.


II. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1
Учебные предметы Количество часов
Всего В том числе
Теоретические занятия Практические занятия
Учебные предметы специального цикла
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "A" как объектов управления 4 2 2
Основы управления транспортными средствами категории "A" 6 4 2
Вождение транспортных средств категории "A" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией) <79> 10/8 - 10/8
Квалификационный экзамен
Квалификационный экзамен 4 2 2
Итого 24/22 8 16/14

--------------------------------
<79> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.


III. ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

3.1. Специальный цикл Примерной программы.

3.1.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "A" как объектов управления".


Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Учебные предметы Количество часов
Всего В том числе
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Устройство транспортных средств
Общее устройство транспортных средств категории "A" 1 1 -
Ходовая часть и тормозные системы 1 1 -
Итого по разделу 2 2 -
Техническое обслуживание
Устранение неисправностей <80> 2 - 2
Итого по разделу 2 - 2
Итого 4 2 2

--------------------------------
<80> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.

3.1.1.1. Устройство транспортных средств.

Общее устройство транспортных средств категории "A": классификация и основные технические характеристики транспортных средств категории "A"; общее устройство транспортных средств категории "A", назначение основных агрегатов и систем; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп.

Ходовая часть и тормозные системы: особенности устройства ходовой части транспортных средств категории "A"; виды мотоциклетных колес; крепление колес; конструкции и маркировка мотоциклетных шин; условия эксплуатации шин, обеспечивающие их надежность; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства; особенности устройства тормозных механизмов и тормозных приводов; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

3.1.1.2. Техническое обслуживание.

Устранение неисправностей: проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе тормозной системы; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; проверка и регулировка натяжения цепи привода вторичной передачи; проверка состояния аккумуляторной батареи; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка колеса; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.

3.1.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами категории "A".


Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 3
Учебные предметы Количество часов
Всего В том числе
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Приемы управления транспортным средством 2 2 -
Управление транспортным средством в штатных ситуациях 2 1 1
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях 2 1 1
Итого 6 4 2

Приемы управления транспортным средством: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; устойчивость транспортного средства; влияние гироскопического момента на движение транспортного средства в повороте; посадка водителя, экипировка водителя; активная и пассивная безопасность транспортного средства; регулировка органов управления и зеркал заднего вида; подготовка транспортного средства к выезду; порядок пуска двигателя; техника выполнения операций с органами управления; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; действия ручным и ножным тормозом, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения; прерывистый, ступенчатый и комбинированный способы торможения; особенности управления мотоциклом при наличии антиблокировочной системы (далее - АБС); особенности управления мотоциклом с автоматизированной и бесступенчатой коробкой передач.

Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в ограниченном пространстве; особенности траектории движения транспортного средства при маневрировании; приемы управления транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения в зависимости от состояния дорожного покрытия, радиуса поворота и конструктивных особенностей транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор скорости и расположения транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения, в том числе при интенсивном движении; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; пользование зеркалами заднего вида; порядок выполнения обгона; определение целесообразности обгона в зависимости от интенсивности транспортного потока, условий видимости и состояния дорожного покрытия, а также скорости движения обгоняемого транспортного средства; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителя при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; меры предосторожности при приближении к перекресткам; определение порядка проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выбор траектории движения при выполнении поворотов и разворота на перекрестках; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; движение в горной местности, на крутых подъемах и спусках; движение по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (ночь, туман, дождь); особенности управления транспортным средством категории "A" при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия; особенности управления транспортным средством с боковым прицепом; перевозка пассажиров и грузов; ограничения по перевозке детей на заднем сиденье транспортного средства; обеспечение безопасной перевозки детей в боковом прицепе. Решение ситуационных задач.

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций, возникающих при встраивании в транспортный поток, пересечении транспортного потока, обгоне, торможении при неожиданном появлении препятствия, объезде препятствия, движении по участку дороги с поперечным уклоном, выезде из леса на открытый участок дороги при сильном боковом ветре; действия органами управления скоростью и тормозами при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущего колеса; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда, когда затормозить уже невозможно; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению заноса и сноса транспортного средства; действия водителя по прекращению заноса и сноса транспортного средства; действия водителя транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения, отказе тормоза, разрыве шины в движении; действия водителя при возгорании транспортного средства. Решение ситуационных задач.

3.1.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "A" (для транспортных средств с механической трансмиссией).


Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 4
Наименование заданий Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управления 1
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя 1
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения 2
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении 2
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование 4
Итого 10

Первоначальное обучение вождению.

Посадка, действия с органами управления: посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; удержание равновесия на неподвижном транспортном средстве.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при включении 1-й передачи и начале движения; действия при остановке и включении нейтральной передачи; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении с 1-й на 2-ю передачу, переключении с 2-й передачи на 1-ю, остановке, выключении двигателя.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; подача предупредительных сигналов рукой при поворотах, развороте и остановке.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: проезд "габаритного коридора"; движение по "габаритному полукругу"; движение по траектории "змейка"; проезд по "колейной доске"; движение по "габаритной восьмерке"; движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске.

3.1.4. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "A" (для транспортных средств с автоматической трансмиссией).


Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 5
Наименование заданий Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управления 1
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения 1
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении 2
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование 4
Итого 8

Первоначальное обучение вождению.

Посадка, действия органами управления: посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления, регулировка зеркал заднего вида; действия органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления передним и задним тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами; удержание равновесия на неподвижном транспортном средстве; действия при пуске и выключении двигателя; действия при пуске двигателя, начале движения, остановке, выключении двигателя.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения: начало движения, разгон и снижение скорости при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; подача предупредительных сигналов рукой при поворотах, развороте и остановке.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: проезд "габаритного коридора"; движение по "габаритному полукругу"; движение по траектории "змейка"; проезд по "колейной доске"; движение по "габаритной восьмерке"; движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске.


IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны знать:

основы законодательства в сфере дорожного движения;

особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

основы безопасного управления транспортными средствами;

цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

порядок вызова аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;

состояния, при которых оказывается первая помощь;

мероприятия и современные рекомендации по оказанию первой помощи;

методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

соблюдать Правила дорожного движения <81> при управлении транспортным средством;
--------------------------------------------------------------
<81> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; N 1, ст. 223; 2015, N 15, ст. 2276; N 17, ст. 2568).

управлять своим эмоциональным состоянием;

конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;

выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства;

устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства;

выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;

использовать зеркала заднего вида при маневрировании;

прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством;

своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.


V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.

Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).

Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:

где П - число необходимых помещений;

Ргр - расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;

n - общее число групп;

0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);

Фпом - фонд времени использования помещения в часах.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению на закрытых площадках или автодромах.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

Транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4 Примерной программы.

5.2. Педагогические работники, реализующие программы профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.

5.7. Информационно-методические условия реализации образовательной программы включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

5.8. Материально-технические условия реализации образовательной программы.

Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).

АПК должен обеспечивать защиту персональных данных.

Учебные транспортные средства категории "A" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:

где Nтс - количество автотранспортных средств;

T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

K - количество обучающихся в год;

t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;

24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;

12 - количество рабочих месяцев в году;

1 - количество резервных учебных транспортных средств.


Перечень учебного оборудования

Таблица 6
Наименование учебного оборудования Единица измерения Количество
Оборудование и технические средства обучения
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК) <82> комплект
Компьютер с соответствующим программным обеспечением комплект 1
Мультимедийный проектор комплект 1
Экран (монитор, электронная доска) комплект 1
Магнитная доска со схемой населенного пункта <83> комплект 1
Учебно-наглядные пособия <84>
Основы управления транспортными средствами
Сложные дорожные условия шт 1
Виды и причины ДТП шт 1
Типичные опасные ситуации шт 1
Сложные метеоусловия шт 1
Движение в темное время суток шт 1
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя шт 1
Способы торможения шт 1
Тормозной и остановочный путь шт 1
Действия водителя в критических ситуациях шт 1
Силы, действующие на транспортное средство шт 1
Управление мотоциклом в нештатных ситуациях шт 1
Профессиональная надежность водителя шт 1
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством шт 1
Влияние дорожных условий на безопасность движения шт 1
Безопасное прохождение поворотов шт 1
Безопасность пассажиров транспортных средств шт 1
Безопасность пешеходов и велосипедистов шт 1
Типичные ошибки пешеходов шт 1
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "A" как объектов управления шт 1
Классификация мотоциклов шт 1
Общее устройство мотоцикла шт 1
Общее устройство и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания шт 1
Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания шт 1
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости шт 1
Схемы трансмиссии мотоциклов с различными типами приводов шт 1
Общее устройство первичной (моторной) передачи шт 1
Общее устройство и принцип работы сцепления шт 1
Устройство механического и гидравлического привода выключения сцепления шт 1
Общее устройство и принцип работы механической коробки передач шт 1
Общее устройство и принцип работы автоматизированной и бесступенчатой коробки передач шт 1
Устройство и принцип работы пускового механизма с механическим приводом (кик-стартера) шт 1
Вторичная (задняя) цепная и ременная передачи шт 1
Карданная передача, главная передача (редуктор) шт 1
Общее устройство рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа шт 1
Передняя и задняя подвески мотоцикла шт 1
Виды мотоциклетных колес. Конструкции и маркировка мотоциклетных шин шт 1
Общее устройство и принцип работы тормозных систем шт 1
Антиблокировочная система тормозов (АБС) шт 1
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей шт 1
Общее устройство и принцип работы генератора шт 1
Общее устройство и принцип работы стартера шт 1
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания шт 1
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов шт 1
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание мотоцикла шт 1
Информационные материалы
Информационный стенд
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" шт 1
Копия лицензии с соответствующим приложением шт 1
Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа на категорию "A" шт 1
Программа переподготовки водителей транспортных средств с подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа на категорию "A", согласованная с Госавтоинспекцией шт 1
Учебный план шт 1
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) шт 1
Расписание занятий (на каждую учебную группу) шт 1
График учебного вождения (на каждую учебную группу) шт 1
Книга жалоб и предложений шт 1
Адрес официального сайта в сети Интернет"

--------------------------------
<82> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<83> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<84> Учебно-наглядное пособие допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.

Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.

Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.

При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию <85>.
--------------------------------------------------------------
<85> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; N 1, ст. 223; 2015, N 15, ст. 2276; N 17, ст. 2568).

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.

Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более 100.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.

Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров <86>.
--------------------------------------------------------------
<86> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; N 1, ст. 223; 2015, N 15, ст. 2276; N 17, ст. 2568).

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <87>.
--------------------------------------------------------------
<87> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "A" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "A".

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Практическая квалификационная работа заключается в выполнении заданий по управлению транспортным средством категории "A" на закрытой площадке или автодроме.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <88>.
--------------------------------------------------------------
<88> Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.


VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические материалы представлены:

настоящей Примерной программой;

образовательной программой, согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.




  

^В начало^