::  Главная  >> БУ & НУ
>  Как не утонуть в море налоговой оптимизации?

КАК НЕ УТОНУТЬ В МОРЕ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ?

Что это за море и почему в нем можно утонуть — рассказывать не нужно. Хотя сейчас можно уже уверенно констатировать тот факт, что времена «черной» бухгалтерии прошли, но говорить о полном «отбеливании» учета еще очень рано. Поэтому нам бы сегодня хотелось поговорить даже не о самой налоговой оптимизации, а о предложенном налоговыми органами механизме для самостоятельной оценки налоговых рисков. Данная методика, на наш взгляд, за последние два года совершила революцию в этой сфере.

Налоговая открывает карты

Давайте разберемся, что же в этом такого революционного. Прежде всего, это изменение самого подхода к осуществлению налоговых проверок. Раньше налоговые инспекторы действовали скорее как пираты в мутных и беспокойных водах – не знаешь когда и где они нападут для проведения налоговой проверки. А после принятия ФНС России приказа N ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» действия налоговых органов стали больше походить на действия пограничников охраняющих опасные области с максимальной величиной налогового риска.

Все дело в том, что налоговики составили своеобразную карту и расставили маяки в этой, пожалуй, самой беспокойной части океана бухгалтерского учета. Причем не один или два, а целых двенадцать! Отметили все самые известные рифы и отмели, на которые мог напороться ваш корабль в погоне за сокращением налоговых платежей. И польза этих маяков очевидна.

Во-первых, по крайней мере, теперь каждый бухгалтер должен «как отче наш», знать запрещенные области в море налоговой оптимизации:

  • Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой.
  • Отражение убытков за несколько налоговых периодов.
  • Значительная доля вычетов по НДС.
  • Опережающий темп роста расходов над доходами.
  • Выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня.
  • Предельные величины показателей для налоговых спец. режимов.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода.
  • Цепочки посредников без экономических причин.
  • Непредставление пояснений на уведомление налоговых органов.
  • Неоднократное снятие и постановка на учет в разных налоговых органах.
  • Значительное отклонение рентабельности от среднеотраслевой.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Согласитесь, критерии подобраны очень неплохо. Они отражают практически все самые популярные способы незаконной налоговой оптимизации. Достаточно засветиться хотя бы в одном из них, чтобы попасть в зону особого внимания налоговиков. По их заявлению, план выездных проверок составляется на 90% из предприятий, не вписавшихся хотя бы в один критерий.

Во-вторых, нанесен удар по «штурманам» – аудиторским и консалтинговым компаниям, которые помогали лавировать в этом беспокойных водах налоговой оптимизации. Действительно, раньше только опытный аудитор или бухгалтер, прошедший не одну налоговую проверку, начисление штрафов и суды с налоговой инспекцией, мог более или менее уверенно обеспечить необходимый уровень оптимизации. Теперь, с опубликованием концепции и 12 критериев отбора кандидатов, оценить налоговые риски и разумно оптимизировать налоги сможет любой, даже начинающий бухгалтер.

Купите себе налоговый навигатор

Сомнений в том, что налоговые риски надо оценивать, не осталось, тем более что налоговая сама дает карты в руки. Давайте теперь поговорим, как это сделать эффективнее. На первый взгляд, вам необходимо, вооружившись отчетами и калькулятором, засесть за расчеты и потратить на это день, а потом еще пару дней собрать все результаты в одни отчет и написать свои заключения и предложения. Да, и еще в таком случае – не забыть сделать запрос в налоговую или статуправление, чтобы узнать вашу среднеотраслевую зарплату. В общем, по мелочам работы наберется минимум на неделю. Именно поэтому в компании «Тензор» было принято решение об автоматизации этого процесса. Уже через полгода после опубликования вышеупомянутого приказа ФНС – в ноябре 2007 года – вышла новая версия программы «СБиС++ Электронная отчетность» с возможностью самостоятельной оценки налоговых рисков.

Конечно, больше всех повезло тем бухгалтерам, которые уже выбрали СБиС для сдачи отчетности в электронном виде. Для оценки рисков им достаточно нажать всего пару кнопок, так как все необходимые декларации уже были сохранены в СБиС. А что делать тем, кто использует других спецоператоров? Мы постарались максимально упростить и эту задачу – просто выгрузите отчеты из вашей системы и загрузите в СБиС – максимум полчаса работы. Даже в этом случае СБиС здорово экономит время, так как проверка происходит в считанные секунды.

Оценка налоговых рисков в СБиС – это не сложный и «заумный» отчет, для настройки которого придется перечитать страниц десять инструкций. Мы постарались сделать красивый, понятный и, что очень важно, полезный для каждого бухгалтера инструмент. Результатом его работы является отчет, информация с которого читается с одного взгляда.


Титульная страница отчета идеальна для директора. Ведь именно с ним бухгалтер будет обсуждать результаты оценки налоговых рисков. На ней ничего лишнего, только цифры и выводы. Очень удобно то, что СБиС, воспользовавшись вашим кодом ОКВЭД и ИНН, автоматически выберет нужное нормативное значение для вашего региона и вида деятельности и сравнит с ним показатель, рассчитанный по данным вашей отчетности.

Все сомнения по поводу правильности выводов снимаются этим же отчетом. Для расшифровки достаточно кликнуть на названии критерия. Методика расчета и все цифры показаны очень наглядно.


Не будем скромничать: мы получили много положительных отзывов о механизме оценки налоговых рисков в СБиС и еще больше бухгалтеров захотели попробовать этот инструмент еще до принятия решения о его покупке. Поэтому мы предложили бухгалтерам on-line сервис по самостоятельной оценке налоговых рисков по основным критериям на сайте системы СБиС.

Семь футов под килем!

Если до 2007 года бухгалтеры, ведущие свою компанию по опасному морю налоговой оптимизации, могли опираться только на свои силы или на совсем не дешевые услуги штурманов – налоговых консультантов, то теперь у вас есть карта этого опасного участка в океане бухгалтерского учета: 12 критериев для самостоятельной оценки. Более того, чтобы вам не разбираться со сложными расчетами и секстантом, вы сможете купить за совсем не большие деньги навигатор – систему СБиС, которая сэкономит массу времени и убережет от ненужных ошибок при ручных расчетах.

Можно долго рассуждать на тему, все ли критерии опубликовала налоговая и надо ли им доверять, может быть их на самом деле не 12, а 25 – это совсем не конструктивно. А вот реально оценить ситуацию (свои налоговые риски) и начать минимизировать не только налоги, но и налоговые риски – это действительно конструктивный и профессиональный подход, который гарантирует семь футов под килем вашему кораблю в море налоговой оптимизации.

Чеперегин Александр Сергеевич,
кандидат экономических наук,
руководитель аналитического отдела
компании Тензор

«Московский бухгалтер» N 17-18 (105-106) сентябрь 2009