::  ГлавнаяБУ & НУ
>  Порядок действий при реализации Программы государственного софинансирования пенсии


Порядок действий при реализации Программы государственного софинансирования пенсии
(Информация ПФР)


С 1 октября 2008 года вступил в силу Федеральный Закон от 30.04.08 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Закон дал старт государственной программе софинансирования пенсий, в соответствии с которой пенсионные накопления граждан, добровольно перечисляющих взносы на накопительную часть трудовой пенсии, будут пополняться за счет софинансирования государства в объеме уплаченных взносов, но не более 12 тысяч в год и при условии уплаты добровольных взносов не менее 2 тысяч в год.

Выступая третьей стороной, работодатель освобождается от уплаты единого социального налога (в 2009 году) и от уплаты страховых взносов (с 2010 года) в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 руб. в год на одного работника. Также сумма взноса работодателя включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Сейчас, когда многие предприятия и компании сокращают социальные пакеты сотрудников, софинансирование будущей пенсии работников может стать частью соцпакета, предлагаемого работодателем. Выступая третьей стороной софинансирования, работодатель увеличивает пенсионный капитал своих сотрудников, тем самым создавая дополнительную мотивацию для персонала.

В новой государственной пенсионной программе работодателям отведены три важные функции.

Работодатель принимает от своих работников «Заявления о добровольном вступлении в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии», обрабатывает их и передает в территориальный орган ПФР

1. Форма «Заявления о добровольном вступлении в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии» (ДСВ-1), утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 28.07.2008 г. N 225П

2. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ работодатель, получивший Заявления по форме ДСВ-1 от своих работников, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявлений, предоставить их в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве плательщика.

3. Работодатели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» на электронных носителях или по каналам связи без бумажных форм. Для работодателей, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек, допускается представление заявлений на бумажном и магнитном носителях информации без электронно-цифровой подписи.

4. Работодатель формирует представляемые в территориальный орган ПФР заявления в пачки. Для формирования пачек заявлений ДСВ-1 и их электронной копии работодатель получает в территориальном У(О)ПФР программу PD_SPU. Страхователь может использовать также любую другую программу для формирования ДСВ-1 на электронном носителе. В этом случае выходные файлы должны быть подготовлены в соответствии с «Правилами подготовки документов персонифицированного учета, передаваемых страхователями в Пенсионный фонд РФ на машинном носителе», проверяться программой проверки ПФР Check, а бумажные формы соответствовать утвержденным.

5. Основные требования к комплектованию пачек:

  • Для пачек, содержащих формы ДСВ-1, допускается наличие не более 200 документов;
  • Каждая пачка документов ДСВ-1 должна сопровождаться Описью; Пачки документов должны быть пронумерованы;
  • Документы, находящиеся в пачке, должны быть пронумерованы. Пропуск номеров не допускается. Количество ДСВ-1, указанное в Описи, должно соответствовать фактическому наличию документов в пачке;
  • Электронные пачки (файлы) могут быть представлены на носителях информации или переданы по электронным каналам связи;
  • Если электронная пачка документов сопровождается бумажной пачкой, последовательность бумажных документов в пачке должна соответствовать последовательности записей в файле;
  • Пачка бумажных документов и магнитный носитель должны находиться в папке типа «Для бумаг». На лицевой части папки должен быть титульный лист, отражающий следующие данные:
    • Юридическое наименование предприятия (организации, учреждения),
    • Регистрационный номер в Отделении ПФР
    • Количество работающих на предприятии
    • Количество представленных документов ДСВ-1 в пачке
    • Номер пачки
    • Отв. лицо за Персонифицированный учет на предприятии
    • Адрес предприятия, контактный телефон

Работодатель уплачивает дополнительных страховые взносы из средств работника на расчетные счета банка и ведет соответствующий бухгалтерский учет и отчетность

1. В соответствии с законодательством, работник может доверить уплату дополнительных взносов работодателю, путем удержания их из зарплаты. Для этого сотрудник представляет в бухгалтерию организации заявление, в котором указывает размер дополнительного страхового взноса в твердой сумме или в процентах от зарплаты, который нужно у него удерживать ежемесячно. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии предприятия. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой суммы, он вновь представляет в бухгалтерию заявление.

2. В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 56-ФЗ работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующего заявления.

3. Работодатель вправе принять участие за счет собственной прибыли в формировании пенсионных накоплений сотрудников, которые перечисляют дополнительные страховые взносы из своей зарплаты, Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

4. В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 56-ФЗ дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда РФ в порядке и сроки, которые установлены в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

5. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются на отдельный банковский счет Пенсионного фонда РФ, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

6. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.

Реквизиты в полях «Платежных поручений» заполняются в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.

Работодатель представляет отчетность в органы Пенсионного фонда

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии формирует реестр застрахованных лиц, за которых перечислены взносы (ДСВ-3).

2. Реестры ДСВ-3 представляются работодателем в территориальный орган ПФР, не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя (в случае уплаты).

3. Реестры застрахованных лиц могут быть представлены на бумажных и магнитных носителях информации или переданы по электронным каналам связи.

4. Для оформления реестров в бумажной и электронной форме работодатель получает в территориальном У(О)ПФР программу PD_SPU. Работодатель вправе использовать любую другую программу для формирования ДСВ-1 на электронном носителе. В этом случае выходные файлы должны быть подготовлены в соответствии с «Правилами подготовки документов персонифицированного учета, передаваемых страхователями в Пенсионный фонд РФ на машинном носителе», проверяться программой проверки ПФР Check, а бумажные формы соответствовать утвержденным.

5. Форма реестра застрахованных лиц и правила по его заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 12 ноября 2008 г N 322п (Приложение 2).

6. Подтверждением сведений, указанных в реестре, является экземпляр платежного поручения (копия электронного платежного документа на бумажном носителе) работодателя на перечисление общей суммы страховых взносов, включающей в себя суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц и взносов работодателя (в случае их уплаты), с отметкой кредитной организации об исполнении в соответствии с порядком, предусмотренным нормативными актами Банка России и договором банковского счета.

7. Общая сумма перечисленных средств, номер платежного поручения, дата составления платежного поручения и дата исполнения платежного поручения в реестре ДСВ-3 должна в точности совпадать с одноименными реквизитами в платежном поручении.

8. Работодатель представляет в территориальный орган ПФР два экземпляра реестра застрахованных лиц. При объеме бумажного реестра в два и более листов, листы пронумеровываются и брошюруются. Брошюра прошивается нитью. Концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны реестра застрахованных лиц, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который делается надпись: «В реестре прошито, пронумеровано и скреплено печатью … листов». Данная надпись подписывается руководителем или уполномоченным лицом и заверяется печатью организации.

9. Работодатели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, представляют в территориальный орган ПФР реестр застрахованных лиц в электронной форме с электронной цифровой подписью (на магнитном носителе информации или по телекоммуникационным каналам связи) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

10. Для передачи реестров в ПФР работодатель формирует пачки. Основные требования к комплектованию пачки:

  • Пачка с реестром должна быть пронумерована и меть номер GGKNN – номер пачки документов, присвоенный работодателем, где GG - расчетный период (две последние цифры года), K - номер квартала, NN –собственно номер пачки. Например, 09102 - вторая пачка реестра, представляемого за 1 квартала 2009 года, 10401 - первая пачка реестра, представляемого за 4 квартала 2010 года
  • Список ЗЛ, указанный в реестре должен быть пронумерован.
  • Список ЗЛ начинаются с номера 2 и идет по нарастающей.
  • Пропуск номеров не допускается.
  • Бумажный реестр должны находиться в папке типа «Для бумаг». На лицевой стороне папки должен быть титульный лист, отражающий следующие данные
    • Юридическое наименование предприятия (организации, учреждения)
    • Регистрационный номер в Отделении ПФР
    • Количество работающих на предприятии
    • Количество застрахованных лиц, представленных в реестре
    • Расчетный год, Квартал
    • Номер пачки
    • Отв. лицо за Персонифицированный учет на предприятии
    • Адрес предприятия
    • Контактный телефон

В папке должна находиться дискета с файлом. Файл должен соответствовать данной пачке бумажного реестра. Последовательность застрахованных лиц, указанных в бумажном реестре должна соответствовать последовательности записей в файле.