::  ГлавнаяЗаконодательствоМСФОПриказ МФ от 28.12.15 N 217н
>  (IFRIC) 6 Разъяснение КРМФО «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - отработавшее электрическое и электронное оборудование»

17.02.16

Приложение N 45
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2015 N 217н

РАЗЪЯСНЕНИЕ КРМФО (IFRIC) 6
"ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НА СПЕЦИФИЧЕСКОМ РЫНКЕ - ОТРАБОТАВШЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ
И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ"


Ссылки:


- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",

- МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".


Исходная информация


1 В пункте 17 МСФО (IAS) 37 указано, что обязывающее событие представляет собой прошлое событие, приводящее к возникновению существующей обязанности, и организация не имеет реалистичной альтернативы проведению расчетов по обязательству, созданному таким событием.

2 Согласно пункту 19 МСФО (IAS) 37 оценочные обязательства должны признаваться только по "обязательствам, возникающим из прошлых событий, которые существуют независимо от будущих действий организации".

3 Директива Европейского Союза "Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании", регулирующая сбор, обработку, восстановление и экологически безопасную ликвидацию отработавшего оборудования, вызвала ряд вопросов, связанных со сроками признания обязательства по выводу из эксплуатации объектов электрического и электронного оборудования. Директивой установлено различие между отработавшим оборудованием из "новых" и "прошлых" продаж и между отработавшим оборудованием частных домохозяйств и источников, отличных от частных домохозяйств. Отработавшее оборудование из новых продаж относится к продукции, реализованной после 13 августа 2005 года. В целях указанной директивы любое бытовое оборудование, реализованное до этой даты, считается приводящим к образованию отработавшего оборудования из прошлых продаж.

4 В соответствии с директивой затраты на утилизацию отработавшего бытового оборудования из прошлых продаж должны нести производители оборудования соответствующего типа, ведущие деятельность на рынке в определенный период, который будет установлен соответствующим законодательством каждого государства - члена ЕС (период оценки). В директиве указано, что каждое государство - член ЕС должно ввести механизм, обязывающий производителей оплачивать соответствующие затраты на пропорциональной основе, например, "пропорционально их доле на рынке данного типа оборудования".

5 Некоторые термины, используемые в настоящем разъяснении, такие как "доля рынка" и "период оценки", могут быть определены по-разному в законодательстве разных государств - членов ЕС. Например, продолжительность периода оценки может составлять год или всего один месяц. Аналогично в законодательствах разных государств могут варьироваться методы оценки доли рынка и формулы расчета соответствующей обязанности. Однако во всех приведенных примерах различия касаются лишь оценки обязательства, которая не входит в сферу применения настоящего разъяснения.


Сфера применения


6 Настоящее разъяснение регламентирует признание в финансовой отчетности производителей обязательств по утилизации отходов в соответствии с Директивой ЕС "Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании" применительно к реализации отработавшего бытового оборудования из прошлых продаж.

7 Настоящее разъяснение не рассматривает аспекты, относящиеся к отработавшему оборудованию из новых и прошлых продаж из каких-либо источников, помимо частных домохозяйств. Обязательства по утилизации отходов соответствующим образом регламентированы МСФО (IAS) 37. Тем не менее, если в соответствии с законодательством того или иного государства отработавшее оборудование из новых продаж частных домохозяйств учитываются аналогично отработавшему оборудованию из прошлых продаж частных домохозяйств, принципы настоящего разъяснения должны применяться с учетом иерархии, установленной пунктами 10 - 12 МСФО (IAS) 8. Иерархия в МСФО (IAS) 8 также применима к прочим нормативным актам, налагающим обязанности, определенные аналогично модели распределения затрат, приведенной в директиве ЕС.


Вопрос


8 Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности попросили в контексте вывода из эксплуатации электрического и электронного оборудования определить, что является обязывающим событием в соответствии с пунктом 14(a) МСФО (IAS) 37 применительно к признанию оценочного обязательства по затратам на утилизацию отходов:

- производство или продажа бытового оборудования, представляющего собой отработавшее оборудование из прошлых продаж?

- ведение деятельности на рынке соответствующего оборудования в период оценки?

- возникновение затрат в ходе мероприятий по утилизации отходов?


Консенсус


9 Ведение деятельности на рынке соответствующего оборудования в течение периода оценки является обязывающим событием в соответствии с пунктом 14(a) МСФО (IAS) 37. Следовательно, обязательство в отношении затрат по утилизации отходов в отношении отработавшего бытового оборудования из прошлых продаж не возникает в момент производства или продажи продукции. Поскольку обязанность в отношении отработавшего бытового оборудования из прошлых продаж связана с ведением деятельности в период оценки, а не с производством или продажей изделий, подлежащих утилизации, обязанность не возникает, если в период оценки организация не является участником рынка. Срок возникновения обязывающего события также может не зависеть от конкретного периода, в котором реализуются мероприятия по утилизации отходов и возникают связанные с этим затраты.


Дата вступления в силу


10 Организация должна применять настоящее разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 декабря 2005 года или после этой даты. Досрочное применение приветствуется. Если организация применит настоящее разъяснение в отношении периодов, начинающихся до 1 декабря 2005 года, то она должна раскрыть этот факт.


Переходные положения


11 Изменения в учетной политике должны учитываться в соответствии с МСФО (IAS) 8.




  

^В начало^