17.12.15
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 04.12.15 N ЕД-16-2/304
Вопрос: О порядке представления документов в рамках налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля.
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о проведении анализа практики осуществления налоговых проверок и сообщает следующее.
С целью решения вопроса о возможном злоупотреблении должностными лицами налоговых органов правами, предоставленными им законодательством о налогах и сборах, во время проведения налоговых проверок ФНС России запрошены заключения территориальных налоговых органов в отношении изложенных в обращении фактов.
После проведения всестороннего анализа вышеуказанных заключений на предмет избыточности предъявляемых требований его результаты будут направлены в Ваш адрес дополнительно.
В отношении позиции ФНС России по изложенным в обращениях предложениям о возможности представления документов в рамках налоговых проверок в отсканированном виде на электронных носителях информации, прекращения практики повторного представления документов, необходимости документированного мотивированного решения налогового органа при отказе в продлении срока представления документов при истребовании их в значительном объеме необходимо отметить следующее.
1. Предложение о рассмотрении возможности представления документов по запросу налоговых органов в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок в отсканированном виде на электронных носителях информации, либо переданных через телекоммуникационные каналы по аналогии со сдачей налоговой отчетности в электронном виде.
Представление документов в электронном виде является наиболее предпочтительным для налоговых органов. Более того, возможность получения истребованных документов по контрольным мероприятиям в виде сканированных копий (электронных копий документов) является одним из основных направлений совершенствования процедуры истребования документов.
В настоящее время в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Возможность представления документов в xml-формате установлена для следующих документов: счет-фактура, в том числе корректировочный; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним, форматы утверждены приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, а также товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг), форматы которых рекомендованы приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@.
Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов. Возможность представления документов в виде сканированных копий установлена для следующих документов: договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения); спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости); акт приемки-сдачи работ (услуг); счет-фактура, в том числе корректировочный; товарно-транспортная накладная; товарная накладная (ТОРГ-12); грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним, формат утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.
В целях расширения перечня документов, которые налогоплательщики смогут передавать в налоговые органы в сканированном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, а также упрощения действующего порядка обмена указанными документами ФНС России проводится работа по снятию ограничений на представление налогоплательщиками документов в виде электронных (сканированных) копий бумажных документов. В частности, инициировано внесение изменений в Кодекс в рамках дорожной карты по совершенствованию налогового администрирования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 162-р (пункт 8 раздела 2), предусматривая прямое указание возможности представления сканированных документов.
В настоящее время проект закона уже внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Также ФНС России проводится работа по расширению документов, возможных к представлению в xml-формате, в том числе с учетом мнения представителей бизнеса: разработка универсального передаточного (корректировочного) документа; внесение изменений в акт приема-передачи и ТОРГ-12; проработка формата договора (контракта).
Так как, начиная с налогового периода I квартала 2014 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость производится налогоплательщиками (в том числе являющимися налоговыми агентами) по установленному формату в электронной форме по ТКС, обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом в большинстве случаев организован по ТКС. С учетом изложенного рассмотрение вопроса, касающегося возможности представления документов по запросу налоговых органов в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок в сканированном виде на электронных носителях информации, представляется нецелесообразным.
2. Предложение, касающееся устранения необходимости повторного представления документов, ранее переданных в порядке пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, путем дополнения нормы пункта 5 статьи 93 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Положение пункта 5 статьи 93 Кодекса не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки. Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок.
3. Предложение о необходимости вынесения в ответ на письменное уведомление налогоплательщика с просьбой о продлении срока именно мотивированного решения налогового органа об отказе в продлении срока представления документов при истребовании их в значительном объеме, а также направлении данного решения (пункт 3 статьи 93 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса в течение двух дней со дня получения от налогоплательщика уведомления о невозможности представления в указанные сроки документов по требованию налогового органа руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Из вышеизложенного следует, что налоговым органам предоставлено право продлить срок представления документов или отказать в этом. При этом обязанность налогового органа объяснять или аргументировать свое решение об отказе в продлении срока представления документов законодательством о налогах и сборах не установлена.
Вместе с тем при принятии решения об отказе в продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, а также другие имеющие значение обстоятельства.
Обязанность направления копии указанного решения налогоплательщику установлена подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
Следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере законодательства о налогах и сборах.
Одновременно необходимо отметить, что Федеральная налоговая служба не наделена правом законодательной инициативы.