::  ГлавнаяАрхив сайта — 2017 г.
>  Проект Федерального закона

12.09.17

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения


Статья 1

Внести в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. 3010; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917; 2015, N 51, ст. 7247; 2016, N 23, ст. 3288, N 52, ст. 7509) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 1

Установить минимальный размер оплаты труда:

с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей в месяц;

с 1 января 2019 года и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2000, N 22, ст. 2264; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 49, ст. 7041; 2012, N 50 (ч.5), ст. 6956) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.";

2) в статье 7 слова "Правительства Российской Федерации" заменить словами ", а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федерального органа исполнительной власти по статистике".

Статья 3

Часть третью статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2009, N 30, ст. 3739, N 52 ст. 6417; 2014, N 11, ст. 1098 N 30, ст. 4217; 2016, N 52, ст. 7502, 7503; 2017, N 27, ст. 3951) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить потребительскую корзину для основных социальнодемографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 - 2020 годы в составе и объемах, которые предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6950).

Статья 5

В части 2 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2008, N 48, ст. 5518; 2010, N 31, ст. 4163) слова "и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда" исключить, дополнить предложением следующего содержания "Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 6

В части 2 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391) слова "и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда" исключить, дополнить предложением следующего содержания "Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 7

В части 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2010, N 18, ст. 2145; 2011, N 50, ст. 7364) слова ", исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда" исключить, дополнить предложением следующего содержания "Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 8

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"


В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины трудоспособного населения. Введение данной нормы Кодекса отложено статьей 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" (далее - законопроект) предусматривается установление МРОТ:

с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей в месяц (85% от прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

начиная с 2019 года МРОТ устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года в следующем порядке. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. После этого МРОТ устанавливается федеральным законом.

Статьей 1 законопроекта предусматривается защитная норма о том, что если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Принятие законопроекта и повышение МРОТ не окажет практического влияния на уровень занятости.

Следует отметить, что статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается. В тоже время, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации присутствуют нормы по применению МРОТ для реализации публично-правовых обязательств.

При принятии законопроекта предлагается устранить указанную коллизию, предусмотрев, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций по публично-правовым обязательствам устанавливаются Правительством Российский Федерации. В связи с этим законопроектом вносятся необходимые изменения в указанные кодексы.

Законопроектом предложено внести изменения в порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а также продлить действующую потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.

Законопроектом предложено исключить как утративший актуальность абзац третий статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающий, что если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации. В настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в целом по Российской Федерации" потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Поэтому, с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ. В связи с изложенным предлагается продлить срок действующей потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установив ее на 2018 - 2020 годы в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 134-Ф3 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

При этом установление величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации будет осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с этим предусматривается внести соответствующие изменения в пункт 2 статьи 4 и в статью 7 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2018 года.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.