::  ГлавнаяАрхив сайта — 2017 г.
>  Проект Федерального закона

01.11.17

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона
"О бухгалтерском учете"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 51, ст. 6677) следующие изменения:

1) в статье 13:

а) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

"7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.";

б) в части 8 слова "экземпляра на бумажном носителе" исключить;

2) в статье 18:

а) в части 1 слова "орган государственной статистики по месту государственной регистрации" заменить словами "налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта";

б) части 2 - 4 изложить в следующей редакции:

"2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в указанном государственном информационном ресурсе, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

4. Форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

в) дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:

"5. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, государственным органам и органам местного самоуправления осуществляется без взимания платы.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона):

а) субъектами малого предпринимательства - начиная с отчетности за 2019 год;

б) иными экономическими субъектами - начиная с отчетности за 2018 год.

3. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год представляется в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона), субъектами малого предпринимательства в виде электронного документа или на бумажном носителе.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - законопроект) подготовлен на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Основными целями законопроекта являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы. Так, в согласно статье 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательные экземпляры годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в органы государственной статистики для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность представления налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы. Иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы, органы надзора (в частности, федеральными законами "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "О кредитной кооперации", Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, дублированию функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней должны представляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым является ФНС России, формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, а для иных государственных органов и заинтересованных лиц обеспечивает доступ к указанному информационному ресурсу.

Исходя из сложившейся практики, дисциплина представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы выше, чем в органы государственной статистики. В связи с этим положения законопроекта, предусматривающие формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, направлены на обеспечение, среди прочего, охвата и полноты формирования указанного информационного ресурса.

Законопроект также предусматривает, что представление экономическим субъектом обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в виде электронного документа. Большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 г. в органы государственной статистики в электронной форме представили 79% малых предприятий. Для остальных экономических субъектов переход на представление отчетности в электронной форме не потребует значительных затрат. По оценке ООО "1С", такие затраты могут составить около 850 руб. ежегодно в случае представления отчетности через уполномоченного представителя (включая ввод данных с бумажного носителя в электронную форму и направление в налоговый орган по установленному формату). Эти затраты в полной мере будут компенсироваться исключением административной нагрузки на экономические субъекты и их затрат, связанных с представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики. Кроме того такой способ представления отчетности имеет ряд существенных преимуществ для экономических субъектов, в том числе снижение затрат времени на подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращение количества технических ошибок, подтверждение доставки отчетности. При этом для субъектов малого предпринимательства в отношении представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа законопроектом предусматривается переходный период: для них такое требование планируется ввести в действие начиная с годовой отчетности за 2019 год.

В целях обеспечения условий для формирования и использования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности законопроект предусматривает возможность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа.

В интересах пользователей отчетности законопроект не устанавливает ограничения для доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В то же время по аналогии с порядком представления за плату сведений из иных информационных систем (например, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц) предусматривается предоставление сведений из указанного информационного ресурса за плату в случаях, когда заинтересованное лицо получает соответствующие сведения на бумажном носителе. Порядок и размер такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законопроект содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320, хотя его подготовка указанной государственной программой непосредственно не предусмотрена. В то же время в качестве ожидаемого результата основного мероприятия 7.7 указанной государственной программы предусмотрено надежное функционирование системы бухгалтерского учета на основе МСФО, обеспечивающей пользователей качественной и надежной информацией. Реализация законопроекта будет оказывать положительное влияние на достижение этой цели.

Законопроект обеспечивает первоначальный этап реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, а именно: передачу формирования и ведения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральной налоговой службе и, соответственно, отмену представления этой отчетности в органы государственной статистики. После осуществления этого этапа для обеспечения полноценного функционирования указанного информационного ресурса предполагается осуществление ряда мер в данном направлении, в частности:

проведение "инвентаризации" законодательных и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих требования по представлению в государственные органы бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования по составлению и представлению в любых формах специальной отчетности, подготавливаемой на основе данных бухгалтерского учета;

оценка указанных требований с точки зрения дублирования в специальной отчетности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в сравнении с административной нагрузкой на экономические субъекты в связи с выполнением этих требований;

осуществление мер по упрощению специальной отчетности, имея в виду исключение неоправданного дублирования в ней данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих представление экономическими субъектами годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в один адрес и возможность получения государственными органами необходимых сведений из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Принятие законопроекта будет содействовать снижению административной нагрузки на экономические субъекты при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, совершенствованию порядка формирования и администрирования общедоступного государственного информационного ресурса такой отчетности, повышению деловой культуры и дисциплины отчетности экономических субъектов и, в целом, - формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности и улучшению делового климата.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.