::  ГлавнаяАрхив сайта — 2018 г.
>  Проект Федерального закона

30.03.18

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
(по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)


Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3, N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, ст. 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196, N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49, N 25, ст. 3539, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735, N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031, N 50, ст. 7359, N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164, N 14, ст. 1553, N 18, ст. 2127, N 31, ст. 4325, N 47, ст. 6399, N 50 (ч. 4), ст. 6954, N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959, N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668, N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329, N 23, ст. 2866, ст. 2883, N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4037, N 48, ст. 6165, N 52 (ч. 1), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2930, N 26 (ч. 1), ст. 3405, N 30 (ч. 1), ст. 4217, N 45, ст. 6143, N 48, ст. 6639, N 49 (ч. 6), ст. 6918, N 52 (ч. 1), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, ст. 42, ст. 72, N 14, ст. 2022, N 18, ст. 2625, N 24, ст. 3379, N 27, ст. 3991, ст. 3992, N 29 (ч. 1), ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368, N 41 (ч. 2), ст. 5639; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 54, N 18, ст. 2508, N 27 (ч. 2), ст. 4238, ст. 4280, ст. 4281; 2017, N18, ст. 2661, N 25, ст. 3594, N 27, ст. 3936) следующие изменения:

1) в статье 356:

а) в абзаце четырнадцатом после слов "судебных органов," дополнить словами "государственных внебюджетных фондов,";

б) дополнить абзацами двадцать третьим - двадцать шестым следующего содержания:

"организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ею программой профилактики нарушений, в том числе:

обеспечивает размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

разрабатывает и опубликовывает руководства по соблюдению обязательных требований, проводит семинары и конференции, ведёт разъяснительную работу в средствах массовой информации и иными способами;

принимает меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;";

в) абзац двадцать третий считать абзацем двадцать седьмым;

2) в части первой статьи 357:

а) абзац третий после слов "органов местного самоуправления" дополнить словами ", государственных внебюджетных фондов,";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"выдавать предостережения о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии с частью четвёртой статьи 360.1 настоящего Кодекса;";

3) в статье 360:

а) дополнить частью десятой следующего содержания:

"При установлении в ходе осуществления внеплановой проверки нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части оплаты труда, в целях выявления и пресечения аналогичного нарушения по отношению к другим работникам данного работодателя государственный инспектор труда вправе в пределах установленных федеральным законом сроков проведения проверки затребовать у работодателя представления документов, связанных с соблюдением им обязательных требований в части, касающейся оплаты труда, в отношении всех работников данного работодателя.";

б) часть десятую считать частью одиннадцатой;

4) дополнить статьёй 360.1 следующего содержания:

"Статья 360.1. Порядок принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Обязанность работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных, в том числе частично, работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, может обеспечиваться в принудительном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В случае невыполнения работодателем в срок законного предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, может быть принято решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении).

В предписание государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, должна быть указана информация, содержащая разъяснения о возможности принятия решения о принудительном исполнении.

Решение о принудительном исполнении, от имени федерального органа исполнительной власти, указанного в части первой настоящей статьи, может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании, указанном в части второй настоящей статьи, при отсутствии сведений об его исполнении, но не позднее одного месяца после истечения указанного срока и не позднее одного месяца после вступления судебного решения в законную силу в случае обжалования предписания в судебном порядке, за исключением случаев, когда между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации, на срок не более двух месяцев, выявленной задолженности по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в письменном виде в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об исполнительном производстве", и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Копия решения о принудительном исполнении в течение трёх рабочих дней после дня его принятия направляется государственным инспектором труда работодателю, который может в течение десяти дней со дня получения оспорить его в установленном порядке в суд.

Положения настоящей статьи не применяются по отношению к взысканию денежных средств начисленных, но не выплаченных лицам, указанным в части четвёртой статьи 349.4 настоящего Кодекса.".



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
(по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)"


В соответствии с общепризнанными нормами международного права заработная плата работника относится к благам, охраняемым в приоритетном порядке, о чем свидетельствует содержание Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 "Относительно защиты заработной платы".

Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.

В силу данных обстоятельств, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 45, часть 1), в том числе закреплённых статьёй 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда.

Защита права работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации) осуществляется способами, предусмотренными трудовым законодательством (статья 352 Трудового кодекса Российской Федерации), включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и судебную защиту.

Как следует из абзаца восьмого статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников, который осуществляется федеральной инспекцией труда посредством проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные меры, направленные на снижение уровня задолженности по заработной плате перед работниками, недостаточно эффективны, что подтверждается официальными данными Федеральной службы государственной статистики.

Так, на 1 ноября 2017 г., по сведениям, представленным организациями (не относящимися к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД2) составила 3505 млн. рублей и по сравнению с 1 октября 2017 г. увеличилась на 118 млн. рублей (на 3,5%).

Повышение с 3 октября 2016 г. административной ответственности за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, только для должностных лиц, очевидно, не позволило решить задачу предупреждения данной категории правонарушений.

Таким образом, нельзя отрицать, что действующие механизмы и инструменты обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, требуют развития и совершенствования.

В этой связи законопроектом предлагается наделить федеральную инспекцию труда полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, будет осуществляется подразделениями Федеральной службы судебных приставов, на основании решения государственного инспектора труда, принятого в случае невыполнения работодателем в срок законного предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении вправе будет оспорить его в течение десяти дней со дня получения в установленном порядке в суд, копия которого будет направляться ему в течение трёх рабочих дней после дня его принятия.

При этом законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается, а именно, в случаях, когда между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации, на срок не более двух месяцев, выявленной задолженности по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Учитывая особенности деятельности кредитных организаций взыскание денежных средств начисленных, но не выплаченных лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве, в предлагаемом законопроектом порядке осуществляться не будет.

Предлагаемые законопроектом изменения развивают механизмы защиты трудовых прав работников, в том числе, не обладающих специальными юридическими знаниями, необходимыми для соблюдения установленной процедуры для обращения в суд, а также исключают дополнительные издержки для работодателя, с которого подлежат взысканию все судебные расходы, в случае удовлетворения требований работника.

Совершенствование полномочий государственных инспекторов труда не повлечёт за собой дублирование полномочий судебных органов и не создаст условий для двойного исполнения требований работника ввиду наличия у работодателя права подать возражения относительно исполнения судебного приказа, а равно обжаловать решение государственного инспектора труда.

Помимо этого, в настоящее время федеральная инспекция труда наделена правом запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получать от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на неё задач.

Для усиления взаимодействия с органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, предлагается указать самостоятельную позицию, касающуюся государственных внебюджетных фондов, тем самым выделить их из общего термина "другие организации".

Учитывая необходимость гармонизации законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля (надзора), законопроектом предлагается наделить федеральную инспекцию труда полномочиями по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать нормализации отношений на рынке труда и нивелируют конкурентное преимущество недобросовестных работодателей перед теми, кто строго соблюдает нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.