::  ГлавнаяАрхив сайта — 2018
>  Проект Федерального закона

29.11.18

Вносится Правительством
Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)


Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 34, ст. 3533; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 2, ст. 172; № 19, ст. 2066; № 31, ст. 3433; № 52, ст. 5498; 2007, № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2776; № 30, ст. 3739; 2010, № 31, ст. 4164, 4193, 4198, 4208; № 41, ст. 5193; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 23; № 7, ст. 905; № 19, ст. 2714; № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4585; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6601, 6602; № 50, ст. 7351, 7362; 2012, № 15, ст. 1723; № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320, 4329; № 47, ст. 6402, 6403, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4040, 4044, 4081, 4082; № 31, ст. 4191; № 44, ст. 5624; № 48, ст. 6163, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 19, ст. 2302, 2317, 2324, 2330, 2335; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3366, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4224, 4256, 4259; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6651, 6654; № 52, ст. 7548; 2015, № 1, ст. 37, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416, 1427; № 13, ст. 1804; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3950, 3972; № 29, ст. 4354, 4374, 4391; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6710, 6716; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63, 84; № 7, ст. 918; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1491; № 14, ст. 1907; № 26, ст. 3871, 3877, 3881, 3887; № 27, ст. 4164, 4183, 4206, 4223, 4252, 4259; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; № 52, ст. 7508; 2017, № 1, ст. 12, 31, 51; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456; № 18, ст. 2664; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3485, 3487; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4812, 4814, 4816; № 47, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30; № 7, ст. 973; № 11, ст. 1577; № 15, ст. 2035; № 31, ст. 4826, 4827, 4828; № 41, ст. 6187; № 45, ст. 6832), следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 после слов "для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей," дополнить словами "в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 15.11.1 настоящего Кодекса, - семидесяти тысяч рублей,", после слов "статьями 14.61, 14.62," дополнить словами "частями 2 и 3 статьи 15.11.1,", после слов "частью 2 статьи 14.57," дополнить словами "частью 4 статьи 15.11.1,";

2) главу 15 дополнить статьей 15.11.1 следующего содержания:

"Статья 15.11.1. Непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

1. Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, представление которой предусмотрено частью 3 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а равно представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка ее представления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, представление которых предусмотрено частями 3 и (или) 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а равно представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка их представления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, представление которой предусмотрено частью 3 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, представление которых предусмотрено частями 3 и (или) 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч рублей до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - пятисот тысяч рублей до семисот тысяч рублей.

Примечание:

Под несвоевременным представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, понимается представление указанной отчетности, аудиторского заключения с нарушением сроков, установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".";

3) статью 19.7 после слов "частью 1 статьи 14.46.2," дополнить словами "статьей 15.11.1,";

4) часть 1 статьи 23.5 после слов "статьей 15.1," дополнить словами "статьей 15.11.1,".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)"


Проект федерального закона подготовлен в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности за непредставление, а также несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, представление которых предусмотрено в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс). Формирование государственного информационного ресурса предусмотрено статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 2018 г. (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете").

Статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлена обязанность экономического субъекта (за исключением организаций государственного сектора, Центрального банка Российской Федерации, религиозных организаций, ряда других экономических субъектов) представлять экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в месте с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган по месту нахождения экономического в целях формирования государственного информационного ресурса.

Государственный информационный ресурс носит публичный характер, обеспечивает заинтересованных пользователей (граждан, организаций) актуальной, надежной, достоверной и полной информацией, реализуя их конституционное право на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Сформированный государственный информационный ресурс позволяет также получать данные о финансовом состоянии контрагентов и о добросовестности выполнения ими действующего законодательства. По данным Росстата, в 2017 г. поступило более 8 млн запросов на получение информации из государственного информационного ресурса. Государственный информационный ресурс является исключительно важным источником информации, который используется государством для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики, поддержки малого предпринимательства, расчетов в системе национального счетоводства.

Между тем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за непредставление или несвоевременное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней для формирования государственного информационного ресурса.

Установленные статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) размеры штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за непредставление информации в государственные органы, незначительны (от трех тысяч до пяти тысяч рублей). Применительно к непредставлению или несвоевременному представлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговые органы указанное административное наказание не может служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований, а также несоразмерно с уроном, который может быть нанесен заинтересованным пользователям в связи с отсутствием в государственном информационном ресурсе информации. Исходя из полученной от Росстата информации о практике применения указанной статьи, в подавляющем большинстве случаев решения судов о наложении штрафа на должностных лиц и организации не обжалуются.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление ее в неполном составе, непредставление или несвоевременное представление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, за нарушение требований, установленных порядком представления (обязательного) экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней.

Повышенные санкции, как превентивные меры обеспечения защиты прав и интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, представляющих публичный интерес, предлагается установить за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и аудиторского заключения о ней. Включение аудиторского заключения в состав государственного информационного ресурса является гарантией достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, содержащейся в указанном информационном ресурсе. Предлагаемые повышенные санкции с одной стороны служат мерой обеспечения такой гарантии, с другой стороны - мерой, направленной на обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита.

Предусмотренные законопроектом размеры штрафных санкций для юридических лиц сопоставимы с размерами штрафных санкций за совершение административных правонарушений аналогичного характера (статьи 15.19, 15.42, 19.7.3 КоАП).

В целях обеспечения эффективности вводимых законопроектом мер ответственности за непредставление соответствующей информации в налоговые органы перечень административных правонарушений, установленных статьей 23.5 КоАП, по которым налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, дополняется административными правонарушениями проектируемой статьи 15.111 КоАП. Аналогичный порядок установлен статьей 23.74 КоАП, в соответствии с которым Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.3 "Непредставление информации в Банк России" КоАП.

Законопроект содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 (далее - государственная программа). Его подготовка предусмотрена планом реализации государственной программы на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов (приложение № 6 к государственной программе в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2018 № 340 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", контрольное событие 7.15).

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию законодательства об административных правонарушениях, обеспечению полноты, актуальности, достоверности сведений государственного информационного ресурса, и тем самым, реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной информации в сфере экономической деятельности, а также удовлетворению информационных потребностей государства для обеспечения проводимой государственной политики в различных областях.