::  ГлавнаяАрхив сайта — 2020
>  Проект Федерального закона

14.08.20

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Статья 1

Установить, что в 2021 году и в плановый период 2022 и 2023 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статья 2

Установить, что в 2021 году и в плановый период 2022 и 2023 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"


Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ?и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 ?и 2023 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ?и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).

В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года (базовый вариант), разработанного Минэкономразвития России (письмо от 25.06.2020 N 2599п-дсп) (далее - прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год, а также данных Фонда социального страхования Российской Федерации о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2019 год.

При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года:

фонд заработной платы: на 2021 год - 26 904 млрд. рублей, на 2022 год - 28 712 млрд. рублей и на 2023 год - 30 791 млрд. рублей;

номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2021 год - 51 117 рублей, на 2022 год - 54 185 рублей, ?на 2023 год - 57 793 рубля;

индекс потребительских цен: на 2020 год - 103,5%, на 2021 год - 104,0%, на 2022 год - 104,0%, на 2023 год - 104,0%.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 - 2023 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется ?при индексации размеров страховых выплат.

Законопроектом устанавливается, что в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы ?на обязательное социальное страхование от несчастных случаев ?на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах ?к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии ?с Федеральным законом N 125-ФЗ.

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2020 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений ?и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов ?в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, ?что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.

Статьей 2 законопроекта предусматривается распространить указанную льготу в 2021 году и в плановый период 2022 и 2023 годов на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, также, как и в 2020 году.

Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей ?и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим ?на производстве.

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2021 году составит 115,9 млрд. рублей, ?в 2022 году - 119,7 млрд. рублей, в 2023 году - 124,4 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи ?с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке ?и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную ?и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма ?и профессиональных заболеваний и другие расходы.

При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному ?в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности ?(с 01 января 2021 года - 103 527,66 рублей; с 01 февраля 2021 года - 107 151,13 рубль; c 01 февраля 2022 года - 111 437,18 рублей и с 01 февраля 2023 года -115 894,67 рубля), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2021 - 2023 годах - 1 млн. рублей).

При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию, при условии направления страхователями дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).

При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2021 году - 1,035 (по 2020 году), в 2022 году - 1,04 (по 2021 году), ?в 2023 году - 1,04 (по 2022 году).

В 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов при сохранении таких же, как и в 2020 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений ?и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. ?При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени ?и штрафы) составит в 2021 году 141,0 млрд. рублей, в 2022 году - 150,5 млрд. рублей, в 2023 году - 161,4 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения ?в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.

Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2021 - 2023 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово - экономическом обосновании.

Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств ?из федерального бюджета.