::  ГлавнаяАрхив сайта — 2020
>  Письмо МФ от 27.04.20 N 03-05-05-01/34065

31.08.20

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27.04.20 N 03-05-05-01/34065


Вопрос: О разграничении движимого и недвижимого имущества в целях исчисления налога на имущество организаций.

Ответ: Минфин России совместно с Минэкономразвития России, Росреестром и ФНС России рассмотрел обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. по вопросу определения перечня объектов недвижимого имущества в целях исчисления налога на имущество организаций и сообщает.

Комплексное решение вопросов, связанных с правовым положением недвижимости, включая установление ясности в отношении признаков объектов недвижимости, предусмотрено разработанными и внесенными Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации 17 октября 2018 года проектами федеральных законов "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" и "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" (далее - законопроекты).

В настоящее время работа по доработанным Минэкономразвития России и внесенным в Правительство Российской Федерации 20 декабря 2019 года законопроектам осуществляется Росреестром в рамках переданных полномочий.

Уточнение в законодательстве понятия недвижимых вещей прежде всего преследует цель гражданско-правовой классификации вещей и направлено на установление особого порядка возникновения и перехода прав на недвижимое имущество как имущество, обладающее, как правило, значительной стоимостью, а также на дополнительную защиту прав собственника этого имущества.

При этом законопроекты не меняют подходы к порядку обложения налогом на имущество организаций. Однако тот факт, что в настоящее время отдельные объекты недвижимого имущества в силу недостаточной определенности норм законодательства могут признаваться объектами недвижимости, при этом по своей сути таковыми не являясь, подтверждает необходимость предлагаемых законопроектами поправок, которые позволят избежать неточностей, в том числе допускаемых при обложении имущества налогом на имущество организаций.

Подобный подход также соответствует принципам законодательства о налогах и сборах о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом утверждение перечней движимого и недвижимого имущества нецелесообразно ввиду невозможности дальнейшей практической реализации предлагаемого подхода, поскольку деление вещей на движимые и недвижимые должно осуществляться прежде всего исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ввиду многообразия движимого и недвижимого имущества.

По вопросу исключения налоговых рисков, связанных с отсутствием четких и однозначных критериев разграничения движимого и недвижимого имущества при исчислении налога на имущество организаций, и освобождения налогоплательщиков от налоговых санкций и пеней до момента принятия законопроектов отмечаем следующее.

Вопрос о том, является ли объект недвижимостью, в настоящее время решается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также с учетом Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, согласно которой вопрос отнесения конкретного имущества к недвижимому должен решаться на стадии его создания (в соответствии с положениями ГрК РФ, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), а также с учетом наличия самостоятельного назначения этого имущества (по отношению к земельному участку, на котором такое имущество расположено) и способности выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 2.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 г., Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г., пункт 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.).


А.В.САЗАНОВ

Распечатать Распечатать