::  Главная >> ЯО
>  Как организовать собственный бизнес

Информация налоговых органов

«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС»

Если Вы решили организовать свой бизнес и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, эта информация для Вас.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Каким органом осуществляется государственная регистрация индивидуальных предпринимателей?

В соответствии с Порядком государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, регулируемым Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей возложены на Федеральную налоговую службу.

В нашей области обязанности по регистрации индивидуальных предпринимателей возложены на все инспекции ФНС России Ярославской области.

Государственная регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства, то есть по адресу, по которому физическое лицо зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (имеется соответствующая отметка в паспорте). То есть для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства.

Может ли зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем иностранный гражданин, и какой документ он должен представить для подтверждения места жительства?

В настоящее время многие иностранцы приезжают в Россию на определенный промежуток времени исключительно в целях ведения трудовой деятельности без намерения в дальнейшем приобретать российское гражданство.

Согласно ст. 13 Конституции РФ такие граждане также вправе действовать самостоятельно в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Таким образом, иностранный гражданин может зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем.

Если Вы являетесь иностранным гражданином, то для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Вам необходимо представить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание должно быть оформлено в виде отметки установленного образца в документе, удостоверяющем личность, с проставлением штампа о регистрации по месту временного проживания. Для государственной регистрации может быть представлен вид на жительство с отметкой о регистрации иностранного гражданина по месту жительства.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя лица без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего личность, осуществляется на основании разрешения на временное проживание или вида на жительство, оформленное в виде документов установленного образца.

Обращаем внимание, что миграционная карта не является документом, подтверждающим право иностранного гражданина (лица без гражданства), регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно проживать в Российской Федерации. Таким образом, при государственной регистрации не допускается представление физическим лицом миграционной карты в качестве документа, подтверждающего адрес места жительства.

Кроме того, свидетельство о регистрации по месту жительства по форме N 8, как и миграционная карта, не является документом, подтверждающим право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно проживать в Российской Федерации.

Физическое лицо, признанное беженцем, при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя представляет в регистрирующий орган удостоверение беженца с отметкой о месте жительства (пребывания).

Могут ли быть зарегистрированы индивидуальными предпринимателями несовершеннолетние граждане?

Как следует из положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, предпринимателями могут быть зарегистрированы граждане, достигшие 14-летнего возраста. Несовершеннолетнему гражданину необходимо представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий приобретение дееспособности:

- нотариально удостоверенное письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей;

- свидетельство о заключении брака, либо паспорт с отметкой о вступлении в брак (для несовершеннолетних граждан, вступивших в брак до достижения 18-летнего возраста в виде исключения с учетом особых обстоятельств, предусмотренных ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации);

- решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным (если есть согласие обоих родителей, усыновителя или попечителя);

- решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным (если нет согласия обоих родителей, усыновителя или попечителя).

Какие документы необходимы для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Каков порядок представления документов?

Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту жительства представляются:

- заявление по форме N Р21001 (Приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439)). Установленная форма документа выдается налоговым органом.

- копия паспорта гражданина РФ;

-подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства (если в представленной копии паспорта отсутствуют сведения об адресе места жительства). Это может быть свидетельство о регистрации по месту жительства, вид на жительство;

-платежный документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган физическим лицом непосредственно или отправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Непосредственно документы могут быть представлены как заявителем, так и иным физическим лицом.

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем является физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией, или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иные лица заявителями быть не могут.

В случае представления документов третьим лицом на основании доверенности регистрирующий орган принимает их, выдает указанному лицу расписку в получении документов. Доверенность остается в регистрирующем органе.

При обращении третьего лица в регистрирующий орган без доверенности на представление документов, регистрирующий орган принимает их, расписку в получении направляет по почте заявителю.

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), внести сведения в ЕНРН в течение пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (либо направить по почте) следующие документы:

- Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации;

- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.

В каких случаях требуется заверение копий представляемых документов у нотариуса?

Законом N 129-ФЗ предусмотрено, что верность копии документа, представляемой при государственной регистрации должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной расписки.

Таким образом, при представлении документов по почте или третьим лицом, копии документов, представляемые для государственной регистрации, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.

Нужно ли указывать сведения о видах деятельности, которые Вы планируете осуществлять в заявлении о государственной регистрации?

Прежде чем зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, необходимо определиться, какой вид деятельности Вы будете осуществлять.

Каждому виду деятельности соответствует код, который определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС ред.1), введенным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N454-ст.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о видах деятельности, осуществляемых индивидуальным предпринимателем.

Поэтому сведения о видах осуществляемой деятельности с отражением кода ОКВЭД должны указываться заявителем в заявлении о государственной регистрации.

В каком порядке осуществляется государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральный Закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) в ст. 1 установил, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, таким образом, подтверждая ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ).

Для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства представляется заявление по форме N Р21002 (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121@.

В соответствии со ст. 5 Закона N 74-ФЗ крестьянско-фермерское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Сведения о государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Обращаем внимание, что регистрируется не индивидуальный предприниматель и не глава крестьянско-фермерского хозяйства, статус которого приравнивается к индивидуальному предпринимателю. Регистрируется крестьянское (фермерское) хозяйство как имущественный комплекс - предприятие.

Что означает государственная регистрация по принципу "одного окна"?

При государственной регистрации индивидуальных предпринимателей реализован принцип "одного окна".

Физические лица направляют документы для государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговый орган по месту жительства, а постановка на налоговый учет в качестве предпринимателя и постановка на учет в качестве страхователей в органах государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которые направляются налоговыми органами.

Таким образом, после государственной регистрации граждан в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы самостоятельно направляют сведения по нему в Государственный комитет РФ по статистике, в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования) для регистрации их в качестве страхователей.

Следовательно, индивидуальным предпринимателям не нужно дополнительно вставать на учет в Пенсионный фонд, если они не привлекают для своей деятельности работников по трудовому, гражданско-правовому или авторскому договору.

Обращаем внимание, что реализация принципа "одного окна" не отменяет обязанность органов государственных внебюджетных фондов по направлению индивидуальным предпринимателям документов, подтверждающих их регистрацию в качестве страхователей.

Может ли индивидуальный предприниматель открыть счет в банке для расчетов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности?

Да, может. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" открытии кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

В каких случаях регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации, за исключением следующих случаев:

  • непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (как уже было сказано, документы нужно представить в регистрирующий орган по месту жительства);
  • за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя обращается физическое лицо:
    • уже зарегистрированное в таком качестве,
    • в отношении которого не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,
    • в отношении которого не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Оно должно содержать основания отказа обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Решение направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении и может быть обжаловано в судебном порядке.

Обязан ли индивидуальный предприниматель заявлять о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе?

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений о себе, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту жительства, представив заявление по форме N Р24001 (приложение N 19 к Постановлению N 439), заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства представляется по форме N Р24002 (Приложение N 2 к Приказу МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121@).

Указанная обязанность индивидуального предпринимателя возникает в случае изменения сведений о фамилии, имени, отчестве, о поле, гражданстве, дате и месте рождения, месте жительства в Российской Федерации, а также о данных основного документа, удостоверяющего личность.

Неисполнение или несвоевременное исполнение индивидуальным предпринимателем данной обязанности, а также предоставление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей в соответствии с п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесение в ЕГРИП изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе производится без оплаты государственной пошлины.

Каков размер государственной пошлины за регистрацию индивидуального предпринимателя и реквизиты по ее уплате?

Государственная пошлина за государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей уплачивается в соответствии со ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ и составляет 400 рублей.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей

Счет получателя: 40101810700000010010
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК: 047888001
ИНН, КПП получателя: Указывается ИНН, КПП налогового органа, в котором Вы будете состоять на налоговом учете (коды ИНН и КПП приведены в таблице)
Получатель: УФК по Ярославской области (указывается наименование налогового органа, осуществляющего контроль платежей, контролируемых ФНС России, то есть наименование того налогового органа, в котором Вы зарегистрируетесь).

КБК (Код бюджетной классификации), в поле "Назначение платежа"

182 1 08 07010 01 1000 110 Государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в их учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица

"ОКАТО" указывается того муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налогов, сборов.

За более подробной информацией по порядку перечисления налогов и других обязательных платежей, а так же программным обеспечением для оформления платежных поручений Вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет.

Должны ли предприниматели производить отчисления в Пенсионный фонд РФ?
Каков размер их отчислений в Пенсионный фонд РФ?

Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, минимальный размер которого в 2009 г. составляет 7274,4 руб. в год или 606,2 руб. в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 4849,6 руб. (404,1 руб. в месяц), на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 2424,8 руб. (202,1 руб. в месяц).

При этом, предприниматели 1966 г. рождения и старше, уплачивают только взносы на страховую часть трудовой пенсии. Уплату фиксированного платежа можно производить как ежемесячно, так и одной суммой за год, но не позднее 31декабря текущего года.

Применение контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями

Если Вы планируете осуществлять деятельность, связанную с приемом наличных денег от населения или от юридических лиц за проданные товары (работы, услуги), то это возможно только с применением контрольно-кассовой техники (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

Осуществление наличных денежные расчетов и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению может также осуществляться при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Вместе с тем осуществление предпринимательской деятельности без ККТ возможно, но только в строго оговоренных Законом случаях. ККТ можно не применять индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с оказанием услуг, Перечень услуг является закрытым и указан в п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Используемая в деятельности ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах, исправна, опломбирована в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Вы зарегистрировались индивидуальным предпринимателем.

Первое, что интересует человека, начавшего предпринимательскую деятельность, при выборе системы налогообложения, - это уровень налоговой нагрузки.

Какие налоги Вы будете платить?

Для целей налогообложения Вы можете использовать общую систему налогообложения (ОСНО) и так называемые специальные налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (если Вы зарегистрировались как крестьянско-фермерское хозяйство) (ЕСХН).

Из перечисленных систем налогообложения только единый налог на вмененный доход является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальных системы носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.

Остановимся на основных моментах в применении каждого из вышеперечисленных налогов.

Общая система налогообложения (ОСНО).

Общая система налогообложения (ОСНО) состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов РФ, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы отчетности, сроки уплаты. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Учет доходов, расходов и хозяйственных операций у предпринимателя на общей системе ведется в специальной книге. Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430. Заполнять эту книгу нелегко: она состоит из шести разделов и почти в каждом несколько таблиц. Предприниматель заносит сюда информацию по всем аспектам деятельности, чтобы рассчитать базу по НДФЛ и иметь четкое представление о своем финансовом и имущественном положении.

Налог на добавленную стоимость. Одной из причин, почему предприниматели не переходят на УСН, является возможность платить НДС. Потенциальные клиенты, уплачивающие НДС, предпочитают работать с такими же плательщиками.

Как определяется НДС? Выписывая счет, продавец увеличивает оплачиваемую сумму на ставку налога (10 или 18%), а после отгрузки оформляет счет-фактуру, реквизиты которого заносит в книгу продаж и журнал учета выставленных счетов-фактур.

Впрочем, предприниматель, работающий на общем режиме, может и не уплачивать НДС. Освобождение дается по уведомлению, посланному им в налоговую инспекцию, при сумме выручки за три предшествующих месяца не более 2 млн. рублей.

Единый социальный налог. Этот налог распределяется между федеральным бюджетом, Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования. Часть, зачисляемую в ФСС, предприниматели не уплачивают. На суммы выплат наемным работникам предприниматели начисляют ЕСН, как обычно, полностью.

Базой для расчета является выручка (без НДС), уменьшенная на сумму затрат. Состав затрат устанавливают в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ (п. 3 ст. 237). Уплата налога производится не сразу, а в несколько заходов - авансовыми платежами. Налоговая инспекция определяет их размер по результатам прошлого налогового периода и выдает уведомление. По итогам года, основываясь на фактических финансовых результатах, предприниматель сам пересчитывает свой налог. Если авансы, уплаченные им в течение года, больше полученной суммы, то разница будет зачтена в предстоящих авансах или возвращена, если меньше - он должен до 15 июля произвести доплату.

Налоговая декларация подается всего раз в году, до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правда, в одном случае предприниматель обязан представить ее в текущем периоде - при увеличении дохода более чем на 50% для перерасчета размера авансовых платежей. Если доход уменьшился более чем на 50%, предприниматель также вправе подать декларацию для снижения размера авансовых платежей.

Налог на доходы физических лиц. Налоговой базой по НДФЛ будут доходы минус расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Ставка налога - 13%. Расходы необходимо документально подтвердить, а если предприниматель не может обеспечить наличие документов, ему разрешается применить профессиональный налоговый вычет в размере 20% от общей суммы доходов.

Прочие налоги. Кроме перечисленных налогов предприниматели платят налог с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, государственную таможенную пошлину, лицензионные и регистрационные сборы и другие необходимые налоги, сборы, платежи. Возможно, это будут транспортный, водный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц, акцизы. Все зависит от имеющегося у предпринимателя объекта налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решениям представительных органов муниципальных районов и городских округов в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок); 5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы на транспортных средствах;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района и (или) городского округа, на территории которого вводится данный налог.

Следует отметить, что в нашей области единый налог на вмененный доход введен во всех без исключения муниципальных районах и городских округах. Следовательно, всем заинтересованным предпринимателям необходимо ознакомиться с решениями органов власти на местах и следить за их возможными изменениями.

Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?

Самым основным является то, что при применении ЕНВД государство не контролирует доходы налогоплательщика, и размер уплачиваемого налога не зависит от количества заработанных денежных средств.

Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности, как налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога.

Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода. Рассчитывается она как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2. Таким образом, налоговую базу нужно рассчитать так: НБ = (БД х К1 х К2) х ФП,

где НБ - налоговая база;

БД - базовая доходность за налоговый период (квартал);

К1 - коэффициент-дефлятор (устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде);

К2 - корректирующий коэффициент (устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности)

ФП - физический показатель.

Налоговая ставка по ЕНВД - 15%. Чтобы рассчитать сумму налога необходимо налоговую базу умножить на налоговую ставку:

ЕНВД = НБ х 15%

Внимание! Те, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения

Перейти на данную систему налогообложения не вправе:

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?

Во-первых, можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов, или с доходов, уменьшенных на величину расходов. В первом случае ставка налога составляет 6%, во втором 15%.

Во-вторых, при данной системе налогообложения отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести "Книгу учета доходов и расходов", которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

В-третьих, применение упрощенной системы предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей. При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация будет представляться в налоговые органы только один раз в год.

Одним из важнейших вопросов применения УСН является решение вопроса о выборе объекта налогообложения. Данный налоговый режим предполагает, что объектом налогообложения могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Наиболее просто объект налогообложения определить, если в этом качестве выбрать доходы. Ставка единого налога при УСН также зависит от того, что именно является объектом налогообложения. При выборе в качестве объекта налогообложения доходов ставка единого налога составляет 6%. В этом случае предприниматели, применяющие УСН, единый налог рассчитывают по следующей формуле:

Единый налог = Общая величина доходов предпринимателя х 6%

При этом расходы налогоплательщика, осуществленные в течение налогового периода, не учитываются при расчете единого налога.

Что касается другого объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговая ставка по нему составляет 15%. При расчете налоговой базы в этом случае величина доходов уменьшается на сумму произведенных и оплаченных расходов, в том числе на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных предпринимателем за счет собственных средств.

(Общая величина доходов предпринимателя - Расходы (согласно п.1 ст. 346.16 НК РФ)) x 15% = Единый налог

Налоговым кодексом (ст. 346.16) предусмотрен закрытый перечень расходов при использовании объекта налогообложения "доходы минус расходы". Поэтому далеко не все свои расходы налогоплательщик сможет учесть при расчете единого налога.

Упрощенная система налогообложения на основе патента

Налоговым законодательством возможность применения упрощенной системы налогообложения на основе патента предусмотрена с 2006 года. Она уже нашла широкое распространение по таким видам деятельности как услуги по обучению и репетиторству, организация и ведение кружков, копировальные работы, физкультурно-оздоровительная деятельность, музыкальное обслуживание торжеств и обрядов, услуги тамады, озеленительные работы и т.п.

Применять указанную систему налогообложения возможно при осуществлении деятельности в виде мелких бытовых услуг, ремесленничества, извоза и иных видов микробизнеса.

Полный перечень видов деятельности, переводимой на патент в соответствии с Налоговым кодексом РФ и размер потенциально возможного к получению дохода по всем видам деятельности на 2009 на территории Ярославской области, установленный Законом Ярославской области, приведен в таблице.

РАЗМЕР ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО К ПОЛУЧЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ГОДОВОГО ДОХОДА
ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПАТЕНТА НА 2009 ГОД

N п/п Виды деятельности Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для установления стоимости патента на 2009 год (руб.)
1 Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 225000
2 Ремонт, окраска и пошив обуви 225000
3 Изготовление валяной обуви 225000
4 Изготовление текстильной галантереи 225000
5 Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц 225000
6 Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд 225000
7 Изготовление оград, памятников, венков из металла 225000
8 Изготовление и ремонт мебели 225000
9 Производство и реставрация ковров и ковровых изделий 225000
10 Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 225000
11 Производство инвентаря для спортивного рыболовства 225000
12 Чеканка и гравировка ювелирных изделий 225000
13 Производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр 225000
14 Изготовление изделий народных художественных промыслов 225000
15 Изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии 225000
16 Производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней 225000
17 Выделка и крашение шкур животных 225000
18 Выделка и крашение меха 225000
19 Переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу 225000
20 Расчес шерсти 225000
21 Стрижка домашних животных 225000
22 Защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней 225000
23 Изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика 225000
24 Ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий 225000
25 Изготовление и ремонт деревянных лодок 225000
26 Ремонт туристского снаряжения и инвентаря 225000
27 Распиловка древесины 225000
28 Граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике 225000
29 Изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов 225000
30 Копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы 225000
31 Чистка обуви 225000
32 Деятельность в области фотографии 225000
33 Производство, монтаж, прокат и показ фильмов 225000
34 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 360000
35 Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка) 360000
36 Оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов 180000
37 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 225000
38 Автотранспортные услуги:  
по перевозке грузов 180000
по перевозке пассажиров - одно посадочное место 45000
39 Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу 225000
40 Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники 225000
41 Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск 180900
42 Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными 225000
43 Услуги по уборке жилых помещений 225000
44 Услуги по ведению домашнего хозяйства 225000
45 Ремонт и строительство жилья и других построек 225000
46 Производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ 225000
47 Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления 225000
48 Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома 225000
49 Нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла 225000
50 Услуги по остеклению балконов и лоджий 225000
51 Услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов 225000
52 Услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству 144720
53 Тренерские услуги 144720
54 Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству 144720
55 Производство хлеба и кондитерских изделий 360000
56 Передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках 180000
57 Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах 120600
58 Ветеринарные услуги 225000
59 Услуги платных туалетов 120600
60 Ритуальные услуги 225000
61 Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров 120600
62 Услуги общественного питания 135000
63 Услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов) 225000
64 Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка) 225000
65 Оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) 225000
66 Выпас скота 120600
67 Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты 144720
68 Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности 225000
69 Осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию 225000

Годовая стоимость патента составляет 6 % от потенциально возможного к получению дохода, установленного законодательным органом власти субъектов РФ, то есть стоимость патента не зависит от фактически получаемого индивидуальным предпринимателем дохода.

Преимущества данной системы налогообложения:

- индивидуальный предприниматель не представляет в налоговый орган декларацию;

- патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев;

- уплата патента производится 2 раза в год (одна треть стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшаяся часть уплачивается не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент)

С 2009 года индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему на основе патента, вправе привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать пять человек.

Кроме того, если предприниматель будет привлекать наемную силу, то он при выплате дохода указанным лицам становится налоговым агентом по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, и плательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшается стоимость патента, подлежащая к уплате после окончания действия патента.

Подать заявление на получение патента нужно в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее, чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан. Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации.

Переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.

Налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, обязаны вести налоговый учет в Книге учета доходов и расходов только в части доходов.

Единый сельскохозяйственный налог

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога носит добровольный характер и предназначен он только для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Если индивидуальный предприниматель занимается производством сельскохозяйственной продукции или выращивает рыбу, перерабатывает ее и реализует, то он вправе перейти на специальный налоговый режим - уплату единого сельскохозяйственного налога (глава 26.1 Налогового кодекса РФ).

Не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)).

Также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством подакцизных товаров, осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и применяющие упрощенную систему налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Налогоплательщики, выбравшие данный режим налогообложения, имеют определенные преимущества.

В частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка установлена в размере 6 процентов.

С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу будет представляться в налоговые органы только один раз в год.

О представлении налоговой отчетности и уплате налогов

При применении единого налога на вмененный доход

Налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (за 1 квартал - не позднее 20 апреля, за 2 квартал - не позднее 20 июля, за 3 квартал - не позднее 20 октября, а за 4 квартал - не позднее 20 января следующего года).

Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода (25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января).

При применении упрощенной системы налогообложения

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, с 2009 года представляют налоговую декларацию 1 раз в год в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок производится уплата налога, исчисленного по декларации.

По итогам отчетных налоговых периодов уплачиваются авансовые платежи (не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября).

При расчете суммы авансовых платежей или суммы налога учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей.

При применении единого сельскохозяйственного налога

Декларация по ЕСХН представляется с 2009 года 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля.

Сумма налога по итогам года, уплачивается налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом при расчете суммы налога по итогам года учитывается уплаченный авансовый платеж.

Следует иметь в виду, что периодически в налоговое законодательство вносятся изменения, в том числе изменения в порядок уплаты и исчисление налогов, и для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо вовремя разобраться во всех тонкостях нового законодательства.

За помощью можно обращаться в налоговые органы, которые обязаны по запросам налогоплательщиков проинформировать их в письменной или устной формах.

Налоговые органы Ярославской области

Наименование
налогового органа
Адрес Наименование
территории,
подведомственной
налоговому органу
ИНН
налогового
органа
КПП
Налогового
органа
Инспекция ФНС России по
Дзержинскому району
г. Ярославля
150040, г. Ярославль,
ул. Некрасова, д. 42
150044, г. Ярославль,
пр. Октября, д.91А
Дзержинский район г. Ярославля 7602017692760201001
Инспекция ФНС России по
Заволжскому району
г. Ярославля
150062, г. Ярославль,
пр.Авиаторов, д. 153
Заволжский район г. Ярославля 7603007070760301001
Инспекция ФНС России по
Ленинскому району
г. Ярославля
150040, г. Ярославль,
пр. Октября, д. 56
Ленинский район г. Ярославля 7606015992760601001
Межрайонная ИФНС России N 1
по Ярославской области
152025, г. Переславль-
Залесский, ул. 50 лет
Комсомола, д. 16а
г. Переславль,
Переславский м.о.
7608009539760801001
Межрайонная ИФНС России N 2
по Ярославской области
152155, Ярославская
область, г.Ростов,
ул. Спартаковская, д. 142
г. Ростов,
Борисоглебский м.о.,
Гаврилов-Ямский м.о.
7609014884760901001
Межрайонная ИФНС России N 3
по Ярославской области
152901, Ярославская
область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 54
г. Рыбинск,
Пошехонский м.о.
7610052570761001001
Межрайонная ИФНС России N 4
по Ярославской области
152300, Ярославская
область, г. Тутаев, ул. Луначарского, д. 89
г. Тутаев,
Большесельский м.о.,
Даниловский м.о.,
Любимский м.о.,
Первомайский м.о.
7611013581761101001
Межрайонная ИФНС России N 5
по Ярославской области
150000, г. Ярославль,
ул. Свободы, д. 46
Кировский,
Фрунзенский,
Красноперекопский
районы г.Ярославля
7604016101760401001
Межрайонная ИФНС России N 7
по Ярославской области
150006, г. Ярославль,
ул. Корабельная, д. 1
Ярославский м.о.,
Некрасовский м.о.
7607021043760701001
Межрайонная ИФНС России N 8
по Ярославской области
152615, Ярославская область, г.Углич, ул. Ярославская, д. 5-а г. Углич,
Брейтовский м.о.,
Некоузский м.о.,
Мышкинский м.о.
7612001765761201001

© Управление
Федеральной налоговой службы
по Ярославской области


Рейтинг@Mail.ru