::  ГлавнаяЗаконодательствоФСС
>  Приказ МЗСР от 25.02.14 N 108н (в редакции с 29.12.17)

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2019 N 276н.


23.12.17

Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2014 г. N 32368


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25.02.14 N 108н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЮ
С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ЛИЦ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИХ
В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н,
от 01.09.2016 N 489н, от 27.11.2017 N 810н)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 7009), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 сентября 2011 г. N 1055н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2011 г. N 22384).

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 февраля 2014 г. N 108н


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЮ
С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ЛИЦ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИХ
В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н,
от 01.09.2016 N 489н, от 27.11.2017 N 810н)

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - Фонд, государственная услуга, Регламент), определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Фонда по предоставлению государственной услуги.


Круг заявителей

2. Заявителями на получение государственной услуги (далее - заявители) являются:

адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <*> (далее - страхователи);
--------------------------------------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 7, ст. 781; N 30, ст. 3739; 2010, N 40, ст. 4969; N 50, ст. 6601; 2011, N 9, ст. 1208; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7017, 7057; 2012, N 53, ст. 7601; 2013, N 14, ст. 1644; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4076; N 48, ст. 6165.

уполномоченные представители страхователя.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)


Требования к порядку информирования о предоставлении
государственной услуги

3. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме на официальном сайте Фонда в сети Интернет (www.fss.ru) (далее - официальный сайт Фонда), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал), официальных сайтах территориальных органов Фонда, а также предоставляется по телефону, посредством письменных разъяснений, путем электронного информирования, на личном приеме, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

4. Место нахождения Фонда: 107139, г. Москва, Орликов пер., дом N 3 "а".

Адрес электронной почты Фонда: mail@fss.ru.

Телефон Фонда для справок: (495) 668-03-33.

График работы Фонда (по московскому времени):

понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.00 до 18.00;

пятница - с 9.00 до 16.45;

суббота - выходной день;

воскресенье - выходной день;

обеденный перерыв - с 12.30 до 13.15.

5. Перечень территориальных органов Фонда с указанием их адресов, адресов электронной почты, официальных сайтов и номеров телефонов предусмотрен приложением N 1 к Регламенту.

Сведения об адресах, телефонах и графиках работы территориальных органов Фонда размещаются на официальном сайте Фонда, официальных сайтах и информационных стендах территориальных органов Фонда.

6. На информационных стендах Фонда и территориальных органов Фонда в доступных для ознакомления местах, официальном сайте Фонда и официальных сайтах территориальных органов Фонда, на Едином портале размещается Регламент или извлечения из него, содержащие следующую информацию:

а) время приема заявителей;

б) порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги;

в) порядок получения государственной услуги в территориальных органах Фонда;

г) основания для отказа в предоставлении государственной услуги;

д) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

е) круг заявителей;

ж) срок предоставления государственной услуги;

з) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;

и) результаты предоставления государственной услуги, порядок представления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

к) о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги);

л) формы заявлений, используемые при предоставлении услуги;

м) сведения о возможности участия заявителей в оценке качества предоставления государственных услуг на специализированном сайте "Ваш контроль" в сети Интернет, а также в личном кабинете Единого портала.

Информация на Едином портале о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

(п. 6 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)


II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

7. Наименование государственной услуги - государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


Наименование органа государственного внебюджетного фонда,
предоставляющего государственную услугу

8. Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователей.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Территориальный орган Фонда, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, документов и информации, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <*> (далее - Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
--------------------------------------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 7009.


Описание результата предоставления государственной услуги

9. Результатом предоставления государственной услуги является:

при регистрации в качестве страхователя - выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - уведомление о регистрации), форма которого предусмотрена приложением N 1 к Порядку регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 202н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2016 г., регистрационный N 42316) (далее - приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. N 202н);
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)
--------------------------------------------------------------
<*> - <**> Сноски исключены. - Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 204н.

при снятии с регистрационного учета страхователей - выдача (направление) заявителю копии решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета (далее - копия решения о снятии с регистрационного учета), форма которого утверждена приказом Минтруда России от 29 апреля 2016 г. N 202н);
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

при снятии с регистрационного учета и регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства страхователя - выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации.


Срок предоставления государственной услуги

10. Регистрация в качестве страхователей, а также выдача (направление) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, осуществляются в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда по месту жительства страхователя последнего из необходимых для регистрации страхователя документа (сведений).
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При подаче заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление о регистрации), форма которого предусмотрена приложением N 2 к Регламенту, на личном приеме датой его подачи считается дата вручения заявления о регистрации должностному лицу территориального органа Фонда.

При подаче заявления о регистрации почтовым отправлением или в электронной форме датой его подачи считается поступление заявления о регистрации в территориальный орган Фонда.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Снятие с регистрационного учета страхователя территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя, а также выдача (направление) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, осуществляются в срок не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня подачи заявителем в территориальный орган Фонда заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление о снятии с регистрационного учета), форма которого предусмотрена приложением N 3 к Регламенту.
(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н, от 27.11.2017 N 810н)

Учетное дело страхователя передается территориальным органом Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь, в территориальный орган Фонда по новому месту жительства страхователя в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня получения документов, необходимых для регистрации страхователя по новому месту жительства. Территориальный орган Фонда по новому месту жительства страхователя в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения документов, необходимых для регистрации страхователя по новому месту жительства, от территориального органа Фонда, в котором страхователь был зарегистрирован, осуществляет его регистрацию в связи с изменением места жительства и выдает (направляет) заявителю уведомление о регистрации, о чем уведомляет территориальный орган Фонда, в котором был ранее зарегистрирован страхователь.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)


Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
отношения, возникающие в связи с предоставлением
государственной услуги

11. Предоставление территориальными органами Фонда государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008; N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, 3475, 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967; N 48, ст. 6724; N 51, ст. 7242; 2016, N 1, ст. 19; N 52, ст. 7493, 7504, 7510; 2017, N 11, ст. 1539; N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3485; N 45, ст. 6581);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, 3477) (далее - Федеральный закон "Об электронной подписи");

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6928; 2016, N 1, ст. 14);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2338);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 790 "О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4776; 2013, N 13, ст. 1559);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 42, ст. 5746; N 48, ст. 6862, 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5243; 2017, N 29, ст. 4380; N 30, ст. 4672; N 41, ст. 5981; N 44, ст. 6523; N 45, ст. 6661) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3744; 2013, N 45, ст. 5807);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 51, ст. 7219; 2015, N 11, ст. 1603; N 40, ст. 5555);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 01.09.2016 N 489н)

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 "Об утверждении правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4903);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2084);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115);
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

приказом Минтруда России от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2015 г., регистрационный N 38897);
(абзац введен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

приказом Минтруда России от 29 апреля 2016 г. N 202н.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)


Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги и услуг, которые
являются необходимыми и обязательными для предоставления
государственной услуги, подлежащих представлению
заявителем, способы их получения заявителем, в том числе
в электронной форме, порядок их представления


12. Для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы:

а) для регистрации в качестве страхователя - заявление о регистрации и копия документа, удостоверяющего личность;

б) для снятия с регистрационного учета - заявление о снятии с регистрационного учета;

в) в случае изменения места жительства страхователя - заявление о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с изменением места жительства (далее - заявление о регистрации в связи с изменением места жительства), форма которого предусмотрена приложением N 4 к Регламенту, и копия документа, удостоверяющего личность.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

В случае представления документов уполномоченным представителем заявителя предъявляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

13. Копии документов, представляемых в территориальный орган Фонда, должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае предъявления заявителем подлинников документов копии документов заверяются должностными лицами территориальных органов Фонда. При направлении документов через организацию почтовой связи подлинники документов не направляются.

13.1. Для получения государственной услуги в электронном виде заявителю предоставляется возможность направить заявление о регистрации, заявление о снятии с регистрационного учета, заявление о регистрации в связи с изменением места жительства (далее - заявление о предоставлении государственной услуги) и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в электронном виде путем заполнения специальной электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги в электронном виде через личный кабинет на Едином портале.
(п. 13.1 введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)


Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги, которые
находятся в распоряжении государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов, участвующих
в предоставлении государственных услуг или муниципальных
услуг, и которые заявитель вправе представить,
а также способы их получения заявителями, в том числе
в электронной форме, порядок их представления

14. Для предоставления государственной услуги заявителю территориальным органом Фонда в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о регистрации, в рамках межведомственного взаимодействия запрашиваются находящиеся в распоряжении налоговых органов сведения о постановке физического лица на учет в налоговом органе, необходимые для регистрации в качестве страхователя.

Для регистрации в качестве страхователя физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, используются сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о постановке на учет в налоговом органе и о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, полученные от налогового органа.

15. Заявитель может по своей инициативе представить в территориальный орган Фонда необходимые для регистрации копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

16. Непредставление заявителем документов, указанных в пункте 15 Регламента, не является основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.


Запрет требовать от заявителя предоставления документов,
информации или осуществления действий

(введено Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

17. Запрещается требовать от заявителей:

а) представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 данного Федерального закона перечень документов.

(п. 17 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

17.1. Территориальные органы Фонда не вправе:

а) отказывать в приеме заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае, если они поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале;

б) отказывать в предоставлении государственной услуги в случае, если заявления о предоставлении государственной услуги и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале;

в) требовать от заявителя повторного представления заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги и документов в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя (представителя, лица, наделенного полномочиями на создание и подписание таких документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) при осуществлении записи на прием с использованием Единого портала требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

(п. 17.1 введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)


Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
государственной услуги

18. Основанием для отказа в приеме документов является в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 "Об утверждении правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной подписи, выявленное в результате ее проверки.


Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении государственной услуги

19. Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.


Перечень услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги

20. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.


Порядок, размер и основания взимания государственной
пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление
государственной услуги

21. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.


Порядок, размер и основания взимания платы
за предоставление услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги

22. Оснований для взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.


Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления
о регистрации, заявления о снятии с регистрационного учета,
заявления о регистрации в связи с изменением места
жительства и при получении результата предоставления услуги

23. Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявителем лично заявления о регистрации, заявления о снятии с регистрационного учета, заявления о регистрации в связи с изменением места жительства и при получении результата предоставления государственной услуги составляет пятнадцать минут.


Срок и порядок регистрации заявления о регистрации,
заявления о снятии с регистрационного учета, заявления
о регистрации в связи с изменением места жительства,
в том числе в электронной форме

24. Заявление о регистрации, заявление о снятии с регистрационного учета, заявление о регистрации в связи с изменением места жительства, направленные в территориальный орган Фонда в письменной форме или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 36 Регламента, подлежат обязательной регистрации в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в территориальный орган Фонда.


Требования к помещениям, в которых предоставляется
государственная услуга, к месту ожидания и приема
заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой
и мультимедийной информации о порядке предоставления
государственной услуги

25. Прием заявителей осуществляется в специально оборудованных помещениях территориального органа Фонда или отведенных для этого кабинетах.

26. Помещения территориального органа Фонда, в которых предоставляется государственная услуга, оборудуются информационными стендами, на которых размещаются, в том числе, документы и информация, указанные в пункте 6 Регламента.

В целях информирования заявителей о возможности их участия в оценке эффективности деятельности руководителей территориальных органов Фонда с учетом качества предоставления ими государственных услуг в помещении (месте ожидания), где предоставляется государственная услуга, размещаются информационные материалы, содержащие сведения о возможности участия заявителей в оценке качества предоставления государственных услуг.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 01.09.2016 N 489н)

27. Помещения для ожидания и приема заявителей должны соответствовать комфортным для граждан условиям и оптимальным условиям работы должностных лиц территориальных органов Фонда.

28. В целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту предоставления государственной услуги им обеспечиваются:

а) условия беспрепятственного доступа к объекту (зданию, помещению), в котором предоставляется государственная услуга;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, а также входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

в) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;

г) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (зданиям, помещениям), в которых предоставляется государственная услуга с учетом ограничений их жизнедеятельности;

д) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

е) допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

ж) допуск собаки-проводника на объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, установленными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи";

з) оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.

В случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребности инвалида собственник данного объекта обеспечивает инвалиду доступ к месту предоставления государственной услуги, либо когда это возможно, ее предоставление обеспечивается по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи определен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н.

(п. 28 в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

29. Рабочее место должностного лица территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги, должно быть оборудовано персональным компьютером с доступом к необходимым информационным ресурсам.

30. Должностные лица территориального органа Фонда, ответственные за предоставление государственной услуги, обязаны иметь таблички на рабочих местах с указанием фамилии, имени, отчества (отчество указывается при его наличии) и занимаемой должности.

31. Информация о графике (режиме) работы территориального органа Фонда размещается при входе в здание, в котором осуществляется его деятельность, на видном месте.


Показатели доступности и качества государственной услуги

32. Показателями доступности и качества оказания государственной услуги являются:

в) удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги;

б) возможность получения полной, актуальной и доступной информации о порядке предоставления государственной услуги;

в) соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;

г) наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;

д) отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги;

е) предоставление возможности получения государственной услуги и информации о ходе предоставления государственной услуги в электронном виде с использованием Единого портала;

ж) количество взаимодействий заявителя с должностными лицами территориального органа Фонда при предоставлении государственной услуги и их продолжительность.

Предполагается однократное взаимодействие заявителя с должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за прием и регистрацию заявления о регистрации (заявления о снятии с регистрационного учета, заявления о регистрации в связи с изменением места жительства) и прилагаемых документов, а также однократное взаимодействие при получении заявителем в соответствии с пунктом 9 Регламента результата предоставления государственной услуги на личном приеме. Продолжительность одного взаимодействия заявителя с должностным лицом территориального органа Фонда при предоставлении государственной услуги не превышает пятнадцати минут.

(п. 32 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

33. При предоставлении государственной услуги посредством Единого портала заявителю обеспечивается:

а) получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги;

б) запись на прием в территориальный орган Фонда для подачи заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, и получения результата;

в) формирование заявлений о предоставлении государственной услуги;

г) прием и регистрация территориальным органом Фонда заявлений о предоставлении государственной услуги и документов;

д) получение сведений о ходе предоставления государственной услуги;

е) получение результата предоставления государственной услуги;

ж) осуществление оценки качества предоставления государственной услуги;

з) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Фонда, должностного лица, ответственного за предоставление государственной услуги.

(п. 33 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)


Иные требования, в том числе учитывающие особенности
предоставления государственной услуги в многофункциональных
центрах и особенности предоставления государственной услуги
в электронной форме

34. Получение государственной услуги в многофункциональном центре осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии, в том числе в электронном виде, заключенными между многофункциональным центром и территориальными органами Фонда, предоставляющими государственные услуги (далее - соглашение о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах, о ходе предоставления государственной услуги, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, осуществляют многофункциональные центры в соответствии с соглашениями о взаимодействии.

Заявителям обеспечивается возможность получения информации о предоставляемой государственной услуге на официальных сайтах Фонда и территориальных органов Фонда и на Едином портале.

35. Заявителям обеспечивается возможность получения и копирования на Едином портале форм документов, предусмотренных пунктом 15 Регламента (далее - документы), необходимых для получения государственной услуги в электронном виде.

36. Для получения государственной услуги в электронном виде заявителям представляется возможность направить документы через Единый портал путем заполнения специальной формы. На Едином портале применяется автоматическая идентификация (нумерация) заявления о регистрации, заявления о снятии с регистрационного учета, заявления о регистрации в связи с изменением места жительства; используется подсистема "личный кабинет" для обеспечения однозначной и конфиденциальной доставки промежуточных сообщений и ответа заявителю в электронном виде.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При обращении за получением государственной услуги в электронной форме заявления о предоставлении государственной услуги должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, а копия документа, удостоверяющего личность, - усиленной квалифицированной электронной подписью лица, наделенного полномочиями на создание и подписание таких документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При предоставлении вышеуказанных документов в форме электронного документа представителем заявителя используется его усиленная квалифицированная электронная подпись.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

37. Заявителям обеспечивается возможность осуществлять с использованием Единого портала:

а) мониторинг хода предоставления государственной услуги;

б) запись на прием для подачи заявлений о предоставлении государственной услуги и получения результата государственной услуги.

Заявителю предоставляется возможность записи в любые свободные для приема дату и время, в пределах установленного графика приема заявителей.

Результатом записи заявителя на прием является получение заявителем уведомления о записи с указанием времени и даты приема;

в) получение результата государственной услуги;

г) оценку доступности и качества государственной услуги.

(п. 37 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

38. При подаче документов в форме электронного документа заявителям обеспечивается возможность получения электронного сообщения, подтверждающего прием данных документов.

39. Заявителям обеспечивается возможность получения результатов предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги, на Едином портале.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Заявителям, представившим документы на получение государственной услуги в многофункциональный центр, результат государственный услуги в зависимости от способа получения, указанного им в заявлении, вручается заявителю в том же многофункциональном центре или направляется заявителю территориальным органом Фонда почтовым отправлением.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

Заявителям, представившим документы на получение государственной услуги непосредственно в территориальный орган Фонда лично или почтовым отправлением, результат государственный услуги вручается заявителю или направляется заявителю почтовым отправлением в зависимости от способа получения, указанного им в заявлении.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)


III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур (действий) в электронной форме

Состав административных процедур (действий)
по предоставлению государственной услуги

40. Предоставление государственной услуги в территориальных органах Фонда включает в себя следующие административные процедуры (действия):

регистрация в качестве страхователя;

снятие с регистрационного учета страхователей;

снятие с регистрационного учета и регистрация в качестве страхователя в связи с изменением места жительства страхователя.


Последовательность административных процедур
(действий) должностных лиц территориального органа Фонда
по регистрации в качестве страхователя

41. Основанием для начала административной процедуры (действий) по регистрации в качестве страхователя является получение территориальным органом Фонда документов, указанных в подпункте "а" пункта 12 Регламента.

42. Заявление о регистрации и прилагаемый к нему документ могут быть представлены заявителем в территориальный орган Фонда независимо от места жительства лично, направлены почтовым отправлением или в форме электронных документов в соответствии с пунктом 36 Регламента, через многофункциональный центр.
(п. 42 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

43. При представлении заявления о регистрации и прилагаемого к нему документа в территориальный орган Фонда заявителем лично, в том числе независимо от места жительства страхователя, по его просьбе на втором экземпляре заявления о регистрации проставляется отметка о принятии документов с указанием даты приема документов, заверяемая подписью должностного лица, принявшего документы, с указанием его должности, фамилии, инициалов.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При представлении заявления о регистрации и прилагаемого к нему документа в форме электронных документов заявителю направляется электронное сообщение, подтверждающее их прием.

В случае если в результате проверки квалифицированной подписи заявителя будет выявлена ее недействительность, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению заявления о регистрации и прилагаемого к нему документа и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью и направляется в личный кабинет заявителя на Единый портал. После получения уведомления заявитель вправе обратиться повторно с заявлением о регистрации, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в первичном приеме документов.
(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н, от 27.11.2017 N 810н)

44. Время приема заявления о регистрации и прилагаемого к нему документа при обращении заявителя лично в территориальный орган Фонда составляет не более пятнадцати минут.

45. Прием заявления о регистрации и прилагаемого к нему документа осуществляется должностными лицами территориального органа Фонда, ответственными за прием документов.

В случае если заявление о регистрации и прилагаемый к нему документ представлены в территориальный орган Фонда заявителем лично, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, обязано принять и обеспечить их регистрацию.

Заявление о регистрации и прилагаемый к нему документ, принятые территориальным органом Фонда не по месту жительства страхователя, в срок не позднее следующего рабочего дня со дня их регистрации направляются в территориальный орган Фонда по месту жительства страхователя.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

46. Принятое на личном приеме заявление о регистрации и прилагаемый к нему документ должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, обязано в тот же день передать в структурное подразделение территориального органа Фонда, ответственное за делопроизводство.

47. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, осуществляет проверку правильности заполнения заявления о регистрации.

48. Если заявителем не представлены документы, указанные в пункте 15 Регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о регистрации, запрашивает сведения о постановке на учет физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в налоговом органе, в распоряжении которого находятся такие сведения, о чем сообщается заявителю; для регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, использует сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученные из налогового органа.

49. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения последнего из необходимых для регистрации страхователя документов и сведений, указанных в подпункте "а" пункта 12 и пункте 14 Регламента, вносит данные о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

50. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, оформляет уведомление о регистрации в двух экземплярах.

51. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, вручает способом, указанным в заявлении о регистрации, или направляет заявителю иным способом, свидетельствующим о дате получения им соответствующего уведомления, один экземпляр уведомления о регистрации.

52. В случае если заявитель, указавший в заявлении о регистрации способ получения уведомления о регистрации посредством вручения, не явился в территориальный орган Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда документов, указанных в подпункте "а" пункта 12 Регламента, территориальный орган Фонда направляет заявителю уведомление о регистрации иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

53. Из второго экземпляра уведомления о регистрации и документов, поступивших в территориальный орган Фонда, формируется учетное дело страхователя.

54. Результатом административной процедуры (действия) по регистрации в качестве страхователя является выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации.

55. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (действия) по регистрации в качестве страхователя является внесение данных о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей.

56. Блок-схемы последовательности административных процедур (действий) территориального органа Фонда по регистрации в качестве страхователя предусмотрены приложениями N 5 - 6 к Регламенту.


Последовательность административных процедур (действий)
должностных лиц территориального органа Фонда по снятию
с регистрационного учета страхователей

57. Основанием для начала административной процедуры (действий) по снятию с регистрационного учета страхователей является получение территориальным органом Фонда заявления о снятии с регистрационного учета.

58. Заявление о снятии с регистрационного учета может быть представлено заявителем в территориальный орган Фонда независимо от места регистрации страхователя лично, направлено почтовым отправлением или в форме электронного документа в соответствии с пунктом 36 Регламента, через многофункциональный центр.
(п. 58 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

59. При представлении заявления о снятии с регистрационного учета в территориальный орган Фонда заявителем лично, в том числе независимо от места регистрации страхователя, по его просьбе на втором экземпляре заявления о снятии с регистрационного учета проставляется отметка о его принятии с указанием даты приема документа, заверяемая подписью должностного лица территориального органа Фонда, принявшего документ, с указанием его должности, фамилии, инициалов.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При представлении заявления о снятии с регистрационного учета в форме электронного документа заявителю направляется электронное сообщение, подтверждающее прием данного документа.

В случае если в результате проверки квалифицированной подписи заявителя будет выявлена ее недействительность, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению документа и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью и направляется в личный кабинет заявителя на Единый портал. После получения уведомления заявитель вправе обратиться повторно с заявлением о снятии с регистрационного учета, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в первичном приеме документов.
(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н, от 27.11.2017 N 810н)

60. Время приема заявления о снятии с регистрационного учета при обращении заявителя лично в территориальный орган Фонда составляет не более пятнадцати минут.

61. Прием заявления о снятии с регистрационного учета осуществляется должностными лицами территориального органа Фонда, ответственными за прием документов.

В случае если заявление о снятии с регистрационного учета представлено в территориальный орган Фонда заявителем лично, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, обязано принять и обеспечить регистрацию поступившего заявления.

Заявление о снятии с регистрационного учета, принятое территориальным органом Фонда не по месту регистрации страхователя, в срок не позднее следующего рабочего дня со дня его регистрации направляется в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

62. Принятое на личном приеме письменное заявление о снятии с регистрационного учета должностное лицо территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги, обязано в тот же день передать в структурное подразделение территориального органа Фонда, ответственное за делопроизводство.

63. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, осуществляет контроль за правильностью заполнения заявления о снятии с регистрационного учета.

64. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, на основании заявления о снятии с регистрационного учета готовит решение о снятии с регистрационного учета, после подписания которого вносит сведения о дате снятия с регистрационного учета страхователя в реестр страхователей в срок не позднее четырнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления о снятии с регистрационного учета.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

65. Копия соответствующего решения о снятии с регистрационного учета передается в структурное подразделение территориального органа Фонда, ответственное за делопроизводство, для вручения (направления) заявителю.

66. Результатом административной процедуры (действия) по снятию с регистрационного учета страхователя является вручение (направление) заявителю копии решения о снятии с регистрационного учета.

67. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (действия) по снятию с регистрационного учета страхователя является внесение данных о страхователе в реестр страхователей.

68. Блок-схема последовательности административных процедур (действий) территориального органа Фонда по снятию с регистрационного учета страхователей предусмотрена приложением N 7 к Регламенту.


Последовательность административных процедур
(действий) должностных лиц территориального органа
Фонда по снятию с регистрационного учета и регистрации
в качестве страхователя в связи с изменением
места жительства страхователя

69. Основанием для начала административной процедуры (действия) по снятию с регистрационного учета и регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства страхователя является получение территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя документов, указанных в подпункте "в" пункта 12 Регламента.

70. Заявление о регистрации в связи с изменением места жительства и прилагаемая к нему копия документа, удостоверяющего личность, могут быть представлены заявителем в территориальный орган Фонда независимо от места регистрации страхователя лично, направлены почтовым отправлением или в форме электронных документов в соответствии с 36 Регламента, через многофункциональный центр.
(п. 70 в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

71. При представлении заявления о регистрации в связи с изменением места жительства и копии документа, удостоверяющего личность, в территориальный орган Фонда заявителем лично, в том числе независимо от места регистрации страхователя, по его просьбе на втором экземпляре заявления о регистрации в связи с изменением места жительства проставляется отметка о его принятии с указанием даты приема документов, заверяемая подписью должностного лица территориального органа Фонда, принявшего документы, с указанием его должности, фамилии, инициалов.
(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н, от 27.11.2017 N 810н)

В случае предъявления подлинника документа, удостоверяющего личность, его копия заверяется должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за предоставление государственной услуги.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

72. При представлении заявления о регистрации в связи с изменением места жительства и копии документа, удостоверяющего личность, в форме электронных документов отправителю направляется электронное сообщение, подтверждающее их прием.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

В случае если в результате проверки квалифицированной подписи заявителя будет выявлена ее недействительность, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению заявления о регистрации в связи с изменением места жительства и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона "Об электронной подписи", которые послужили основанием для принятия указанного решения. Такое уведомление подписывается квалифицированной подписью и направляется в личный кабинет заявителя на Единый портал.. После получения уведомления заявитель вправе обратиться повторно с заявлением о регистрации в связи с изменением места жительства, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в первичном приеме документов.
(в ред. Приказов Минтруда России от 29.04.2016 N 204н, от 27.11.2017 N 810н)

73. Время приема заявления о регистрации в связи с изменением места жительства при обращении заявителя лично в территориальный орган Фонда составляет не более пятнадцати минут.

74. Прием заявления о регистрации в связи с изменением места жительства и прилагаемой к нему копии документа, удостоверяющего личность, осуществляется должностными лицами территориальных органов Фонда, ответственными за прием документов.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

В случае если заявление о регистрации в связи с изменением места жительства и прилагаемая к нему копия документа, удостоверяющего личность, подтверждающего изменение места жительства, представлены в территориальный орган Фонда заявителем лично, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, обязано принять и обеспечить их регистрацию.

Заявление о регистрации в связи с изменением места жительства и копия документа, удостоверяющего личность, принятые территориальным органом Фонда не по месту регистрации страхователя, в срок не позднее следующего рабочего дня со дня их регистрации направляются в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя для снятия его с регистрационного учета.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

75. Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, осуществляет контроль за правильностью заполнения заявления о регистрации в связи с изменением места жительства.

76. Должностное лицо территориального органа Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь, ответственное за предоставление государственной услуги, передает учетное дело страхователя в территориальный орган Фонда по новому месту жительства страхователя в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, необходимых для регистрации страхователя по новому месту жительства.

77. Должностное лицо территориального органа Фонда по новому месту жительства страхователя, ответственное за предоставление государственной услуги, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения учетного дела страхователя, осуществляет регистрацию страхователя в связи с изменением места жительства, присваивает новый код подчиненности и не позднее указанного срока выдает (направляет) заявителю уведомление о регистрации, направляет его копию в территориальный орган Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь.
(в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 204н)

78. Должностное лицо территориального органа Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения копии уведомления о регистрации, на основании вынесенного решения о снятии с регистрационного учета снимает данного страхователя с регистрационного учета с даты, предшествующей дате регистрации страхователя по новому месту жительства, указанной в уведомлении.

79. Должностное лицо территориального органа Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь, ответственное за предоставление государственной услуги, вносит сведения в реестр страхователей:

о передаче учетного дела страхователя;

о дате снятия с регистрационного учета страхователя в связи с изменением места жительства страхователя.

80. Результатом административной процедуры (действия) по снятию с регистрационного учета и регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства страхователя является выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации.

81. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (действия) по снятию с регистрационного учета и регистрации в связи с изменением места жительства страхователей является снятие с регистрационного учета страхователя в территориальном органе Фонда по прежнему месту жительства и внесения сведений в реестр страхователей.

82. Блок-схема последовательности административных процедур (действий) территориального органа Фонда по снятию с регистрационного учета и регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства страхователя предусмотрена приложением N 8 к Регламенту.


IV. Формы контроля за предоставлением
государственной услуги

Порядок осуществления текущего контроля
за соблюдением и исполнением ответственными должностными
лицами территориальных органов Фонда положений Регламента
и иных нормативных правовых актов, устанавливающих
требования к предоставлению государственной услуги,
а также принятием ими решений

83. Текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами территориальных органов Фонда положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется руководителем Фонда и должностными лицами Фонда, территориального органа Фонда путем проведения проверок.


Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества предоставления
государственной услуги, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством предоставления
государственной услуги

84. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственных услуг (далее - плановые и внеплановые проверки), выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на действия (бездействие) и решения Фонда, территориальных органов Фонда, их должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги (далее - жалоба).

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказов Фонда.

85. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливаются Фондом.

Внеплановые проверки проводятся Фондом по жалобам.

86. Результаты плановых и внеплановых проверок оформляются в виде акта Фонда, территориального органа Фонда, в котором отмечаются выявленные недостатки и даются предложения по их устранению.


Ответственность должностных лиц
территориального органа Фонда за решения и действия
(бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе
предоставления государственной услуги

87. По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок в случае выявления нарушений прав заявителей виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

88. Должностные лица территориальных органов Фонда, ответственные за осуществление административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые в ходе предоставления государственной услуги.


Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за предоставлением государственной
услуги, в том числе со стороны граждан,
их объединений и организаций

89. Заявители, объединения граждан и работодателей и иные организации вправе направлять жалобы, замечания, предложения по улучшению качества и доступности предоставления государственной услуги.

При предоставлении заявителю результата государственной услуги должностное лицо территориального органа Фонда обязательно информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги и предлагает ему оставить отзыв на специализированном сайте ("Ваш контроль") в сети Интернет, а также в личном кабинете Единого портала.
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

При предоставлении государственной услуги в многофункциональном центре по окончании предоставления заявителю государственной услуги работник многофункционального центра обязательно информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги, предлагает ему предоставить абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи для участия в оценке качества предоставления государственной услуги (или оценить предоставленную ему государственную услугу с использованием сети Интернет).
(абзац введен Приказом Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

В случае отказа заявителя от оценки качества предоставления государственной услуги с использованием средств подвижной радиотелефонной связи должностное лицо территориального органа Фонда предлагает воспользоваться для участия в указанной оценке терминальным или иным устройством, расположенным непосредственно в месте предоставления результата государственной услуги (при наличии технических возможностей), либо оценить качество предоставленной ему государственной услуги на специализированном сайте ("Ваш контроль") в сети Интернет, а также в личном кабинете Единого портала.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 01.09.2016 N 489н)

В случае согласия заявителя на участие в оценке качества предоставления государственной услуги с помощью устройства подвижной радиотелефонной связи абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи, предоставленный заявителем, вместе с контактными данными, необходимыми для выявления его мнения о качестве предоставления государственных услуг, передается в автоматизированную информационную систему "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг".
(абзац введен Приказом Минтруда России от 01.09.2016 N 489н)


V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
заявителем решений и действий (бездействия) Фонда и его
территориальных органов, а также их должностных лиц
(в ред. Приказа Минтруда России от 27.11.2017 N 810н)

Информация для заявителя о его праве подать жалобу
на решение и (или) действия (бездействие) Фонда и его
территориальных органов, а также их должностных лиц
при предоставлении государственной услуги

90. Заявитель (представитель) вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).


Предмет жалобы

91. Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, которые, по мнению заявителя, нарушают его права и законные интересы.

92. Заявитель (представитель) может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

а) нарушение сроков приема заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

б) нарушение сроков регистрации заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

в) требование представления заявителем (представителем) документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме заявлений о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, за исключением случаев, указанных в пункте 18 Регламента;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения заявителем (представителем) при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


Органы Фонда и уполномоченные на рассмотрение жалобы
должностные лица, которым может быть направлена жалоба

93. Жалоба подается:

руководителю территориального органа Фонда на решение и действия (бездействие) должностного лица территориального органа Фонда;

в Фонд - на решение и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда.

94. В Фонде (территориальном органе Фонда) определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

а) прием и рассмотрение жалоб;

б) направление жалоб в орган, уполномоченный на их рассмотрение в соответствии с пунктом 100 Регламента.


Порядок подачи и рассмотрения жалобы

95. Жалоба подается в письменной форме или в форме электронного документа руководителю территориального органа Фонда или в Фонд.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием официального сайта Фонда, территориальных органов Фонда, Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

96. Жалоба должна содержать:

а) наименование территориального органа Фонда, его должностных лиц, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случаев, когда жалоба направляется способом, указанным в подпункте "в" пункта 98 Регламента);

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального органа Фонда, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа Фонда, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

Заявителем (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

97. Прием жалоб в письменной форме осуществляется территориальным органом Фонда по месту подачи заявителем заявлений либо по месту получения заявителем результата государственной услуги.

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

Жалоба может быть подана заявителем (представителем) через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с Регламентом территориальным органом Фонда, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии с многофункциональным центром.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

98. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем (представителем) посредством:

а) официального сайта Фонда;

б) Единого портала;

в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием сети Интернет.

99. Жалоба рассматривается Фондом или территориальным органом Фонда, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в Фонд (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном Регламентом.

100. В случае если жалоба подана заявителем (представителем) в Фонд или территориальный орган Фонда, в компетенцию которого в соответствии с требованиями пункта 93 Регламента не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя (представителя) о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

101. Фонд (территориальный орган Фонда) обеспечивает:

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование заявителей (представителей) о порядке подачи и рассмотрения жалобы, обжалования решений и действий (бездействия) территориальных органов Фонда, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальном сайте Фонда, на Едином портале;

в) консультирование заявителей (представителей) о порядке подачи и рассмотрения жалобы, обжалования решений и действий (бездействия) территориальных органов Фонда, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям (представителям) результатов рассмотрения жалоб;

д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).


Сроки рассмотрения жалоб

102. Жалоба, поступившая в Фонд или территориальный орган Фонда, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Фондом или территориальными органами Фонда.

В случае обжалования заявителем (представителем) отказа территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, у заявителя (представителя) либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, или в случае нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.


Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы

103. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.


Результат рассмотрения жалобы

104. По результатам рассмотрения жалобы Фонд или территориальный орган Фонда принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее - решение). Указанное решение принимается в форме акта.

При удовлетворении жалобы территориальный орган Фонда принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю (представителю) результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

105. Фонд, территориальный орган Фонда отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

106. Фонд (территориальный орган Фонда) вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

107. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.


Порядок информирования заявителя о результатах
рассмотрения жалобы

108. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю (представителю) не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

109. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование территориального органа Фонда (Фонда), рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его руководителя, принявшего решение;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (представителя);

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

110. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем Фонда (уполномоченным этим руководителем лицом) или территориального органа Фонда.

По желанию заявителя (представителя) ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Фонда (территориального органа Фонда), вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте "в" пункта 98 Регламента, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


Порядок обжалования решения по жалобе

111. Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе Фонда, в Фонде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Право заявителя на получение информации и документов,
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

112. Заявители (представители) имеют право обратиться в Фонд (территориальный орган Фонда) за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя (представителя), или в электронном виде.


Способы информирования заявителей о порядке подачи
и рассмотрения жалобы

113. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители (представители) могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте Фонда, Едином портале.


Приложения

< ... >




  

^В начало^