::  ГлавнаяЗаконодательствоНПА по бухгалтерскому учету
>  Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ О бухгалтерском учете

03.07.14


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2011 Г. N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ"


I. Общие положения

1. Начиная с 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, как и в целом по стране, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в связи с чем Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с последующими дополнениями и изменениями признан утратившим силу.

2. С применением Федерального закона от 6 декабря 2011 г., N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также связанных с ним других законодательно-нормативных актов (Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", уточненных и вновь введенных Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и др.) претерпевает существенные изменения вся ранее сложившаяся нормативная база отечественной системы бухгалтерского учета, что способствует ее дальнейшему сближению с международной учетной практикой.

3. Новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете" по сравнению с прежней редакцией значительно расширяет сферу его действия и создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета, что обеспечивает единство требований и сопоставимость его данных независимо от видов экономической деятельности на территории всей страны.

4. Организация и ведение бухгалтерского учета в сельском хозяйстве осуществляются на единой нормативной базе с учетом отраслевых особенностей и соответствующих методических рекомендаций, а также внутренних стандартов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Вплоть до отмены в установленном порядке ранее принятые нормативные акты по бухгалтерскому учету, в том числе и отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве, сохраняют свою силу и применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".


II. Сравнительный анализ базовых положений Федерального
закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском
учете" и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ
"О бухгалтерском учете"

2.1. Состав вышеуказанных федеральных законов

6. Состав вновь принятого Федерального закона "О бухгалтерском учете" по сравнению с прежним Законом является более расширенным и содержит 4 главы и 32 статьи (в прежнем Законе - 4 главы и 19 статей), что обусловлено главным образом введением специальной "Главы 3. Регулирование бухгалтерского учета" (вместо упраздненной "Главы 3. Бухгалтерская отчетность" прежнего Закона).

7. Первая глава "Общие положения" вновь принятого Закона стала более лаконичной и содержит лишь 4 статьи (вместо 7 статей прежнего Закона), определяющих соответственно цели и предмет данного Федерального закона, сферу его действия, основные понятия и федеральное законодательство о бухгалтерском учете. Ранее содержащиеся в этой главе вопросы регулирования бухгалтерского учета, его организации и правового статуса главного бухгалтера включены в другие главы (преимущественно во вторую главу, за исключением вопросов регулирования, составляющих вновь введенную третью главу).

При этом в составе первой статьи "Цели и предмет настоящего Федерального закона" предусмотрен новый пункт (взамен второго абзаца бывшей статьи 3), определяющей цели этого закона (установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета), что не подразумевает регулирование на этом уровне порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, отраженного в прежней формулировке основных целей федерального законодательства о бухгалтерском учете.

В этой статье отдельным пунктом представлено и более лаконичное определение бухгалтерского учета, которое имеет сугубо функциональное назначение для целей только данного федерального закона (формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с установленными им требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности) и которая не претендует на включение в понятийный аппарат науки и практики бухгалтерского учета (как это имело место в прежнем законе).

Второй статьей, устанавливающей сферу действия настоящего Закона (статья 4 прежнего Закона), распространены его нормы практически на все хозяйствующие (экономические) субъекты, включая юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) органы, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций. В то же время нормы этого Закона не применяются, если индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, и структурные подразделения иностранных организаций ведут учет объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, а также при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом внутренней или иной специальной отчетности.

В третьей статье (статья 2 прежнего Закона) закреплены основные понятия, используемые для целей данного Закона, перечень которых также расширен (в части стандартов бухгалтерского учета, фактов хозяйственной жизни, отчетного периода, организаций государственного сектора и уполномоченного федерального органа).

Четвертая статья (статья 3 прежнего Закона, включавшая еще и основные цели законодательства о бухгалтерском учете) определяет состав указанного законодательства, к которому относятся настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты.

8. Вторая глава "Общие требования к бухгалтерскому учету" состоит из 15 статей (5 статей в прежнем Законе), устанавливающих объекты бухгалтерского учета, обязанность его ведения, организацию ведения бухгалтерского учета, порядок формирования учетной политики, оформления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств, денежного измерения объектов бухгалтерского учета, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, отчетный период и отчетную дату, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, обязательный экземпляр указанной отчетности и обязанность осуществления экономическим субъектом внутреннего контроля.

При этом данная глава содержит 8 новых статей и 7 прежних статей в уточненной редакции, вносящих существенные изменения и дополнения в систему требований и организацию бухгалтерского учета (более подробно об этом см. разделы 2.2 и 2.3 настоящих Методических рекомендаций).

9. Третья глава "Регулирование бухгалтерского учета" создана заново на базе бывшей статьи 5 и содержит 9 статей, определяющих принципы регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, порядок формирования и функционирования совета по стандартам бухгалтерского учета, составления программы разработки федеральных стандартов, их разработки и утверждения (более подробно об этом см. раздел 2.2 настоящих Методических рекомендаций).

10. Четвертая глава "Заключительные положения" состоит из 4 статей (2 статьи в прежнем Законе), регулирующих порядок хранения документов бухгалтерского учета, особенности применения отдельных норм этого Закона, признание утратившими силу отдельных законодательных актов (их положений) и вступление в силу настоящего Федерального закона. При этом уточненный порядок хранения учетных документов (бывшая статья 17, а в новой редакции 29) предусматривает обязанность экономического субъекта хранить указанные документы, как и прежде, не менее пяти лет (после отчетного периода или после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз - в отношении документов учетной политики, стандартов и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета), а также обеспечить безопасные условия их хранения и защиту от изменений (вместо возложения ответственности за организацию их хранения на руководителя - в прежнем Законе).

Вновь введенной статьей 30 установлено, что до утверждения предусмотренных данным Законом федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 1 января 2013 г. Также в отношении лиц, на которых по состоянию на указанную дату возложено ведение бухгалтерского учета, не применяются предусмотренные Законом требования по их образованию, стажу работы и неснятой или непогашенной судимости в сфере экономики.


2.2. Дополнения, внесенные в Федеральный закон
от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г.
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

11. Перечень экономических субъектов, на которых распространяются действия вновь принятого Федерального закона "О бухгалтерском учете" (статья 2), дополнен следующими лицами:

- коммерческие и некоммерческие организации (вместо "все организации" в прежнем Законе);

- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Центральный банк Российской Федерации;

- индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (вместо прежней нормы в отношении этих лиц, обязывающей вести учет доходов и расходов в порядке, установленным налоговым законодательством);

- международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Кроме того, дополнительно включены три нормы в статью 2 Сфера действия настоящего Федерального закона, согласно которым он применяется:

- при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

- при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. существенно расширяет сферу действия настоящего Федерального закона и тем самым повышает его роль в обеспечении единства экономического пространства на территории всей страны. Применительно к сельскому хозяйству это означает, что сферу действия указанного Закона входят все сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением личных подсобных хозяйств), а также научные, учебные и другие бюджетные учреждения, сельскохозяйственные органы федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления.

12. Перечень основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе (статья 3) дополнен следующими понятиями:

- уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетного учета и бюджетной отчетности;

- стандарты бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

- международные стандарты - стандарты бухгалтерского учета, применение которого является обычным в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

- отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

- факты хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движения денежных средств;

- организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. рассматривается во взаимосвязи с соответствующими нормами настоящего Федерального закона.

13. Объекты бухгалтерского учета, представленные в прежнем Законе в виде имущества, обязательств и хозяйственных операций, выделены в отдельную статью 5 настоящего Федерального закона и сформулированы заново в расширенном составе:

- факты хозяйственной жизни;

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования деятельности экономического субъекта;

- доходы;

- расходы;

- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. сближает терминологию отечественной системы бухгалтерского учета с международной учетной практикой и тем самым способствует их дальнейшей гармонизации.

14. Вновь введенной статьей 6 закреплена обязанность экономического субъекта вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой в случаях, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов, или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленным указанным законодательством, а также филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций в таких же случаях).

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. закрепляет правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета во всех экономических субъектах независимо от видов экономической деятельности.

15. Статья 7 "Организация ведения бухгалтерского учета", сформулированная заново на базе одноименной статьи 6 и статьи 7 "Главный бухгалтер" прежнего Закона, дополнена требованиями к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, экономического субъекта определенного вида деятельности или организационно-правовой формы (открытого акционерного общества, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании паевого инвестиционного фонда и иного экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также органов управления федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов):

1) наличие высшего профессионального образования;

2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости в сфере экономики.

При этом дополнительные требования к указанному должностному лицу могут устанавливаться другими федеральными законами, а в кредитных организациях, где должна предусматриваться штатная должность только главного бухгалтера, он должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Указанные требования распространяется и на физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а при заключении такого договора с юридическим лицом - на одного из его работников (не менее), с которым заключен трудовой договор.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. распространяется только на вышеуказанных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета позднее этой даты.

16. Порядок формирования учетной политики экономического субъекта, предусмотренный отдельной статьей 8, дополнен следующими положениями:

- определением этого понятия (совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику);

- правом экономического субъекта самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами;

- выбором способа ведения бухгалтерского учета в отношении конкретного объекта только их тех способов, которые допускаются федеральными стандартами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость отражения в учетной политике экономического субъекта на 2013 г. соответствующих изменений.

17. Порядок ведения регистров бухгалтерского учета, предусмотренный статьей 10, дополнен следующими положениями:

- требованием недопущения пропусков или изъятий при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

- установлением обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета (наименование регистра, наименование составившего его экономического субъекта, дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр, хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета, величина денежного измерения этих объектов с указанием единицы измерения, наименование должностей ответственных за ведение регистра лиц и их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц);

- правом руководителя экономического субъекта утверждать формы регистров бухгалтерского учета по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (формы указанных регистров организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством);

- требованием составления копий регистров бухгалтерского учета при их изъятии в соответствии с действующим законодательством.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость приведения применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета в соответствии с установленными требованиями.

18. Установленные отдельной статьей 13 общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнены следующими положениями:

- требованием составления указанной отчетности в валюте Российской Федерации;

- признанием указанной отчетности составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

- запретом установления режима коммерческой тайны в отношении указанной отчетности;

- включением в сферу действия настоящего Федерального закона вопросов правового регулирования консолидированной финансовой отчетности, если иное не установлено иными федеральными законами.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных требований, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.

19. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленный статьей 14, дополнен следующими положениями:

- состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами;

- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством;

- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения этих требований, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2013 г.

20. Статьей 15 "Отчетный период, отчетная дата" наряду с ранее действовавшими нормами, определяющими отчетный период, установлена дополнительно отчетная дата, которой является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Примечание. Вступление этого дополнения в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения этого требования, начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2013 г.

21. Вновь введенной статьей 16 установлены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, определяющие последний отчетный год и отчетную дату, на которую реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также первый отчетный год и отчетную дату, на которую возникшее в результате реорганизации юридическое лицо должно составить первую такую отчетность, включая данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период реорганизации.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных особенностей при реорганизации юридического лица в период с указанной даты и позже.

22. Вновь введенной статьей 17 установлены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, определяющие отчетный год, отчетную дату и порядок составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемого юридического лица.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных особенностей при ликвидации юридического лица в период с указанной даты и позже.

23. Вновь введенной статьей 18 установлен обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемый экономическим субъектом в орган государственной статистики по месту государственной регистрации и включаемый в государственные информационные ресурсы.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения своевременной разработки и последующего соблюдения порядка представления обязательного экземпляра указанной отчетности, а также правил пользования указанным информационным ресурсом.

24. Вновь введенной статьей 19 установлена обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а в случаях, если его бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, он обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления указанной отчетности.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость соблюдения указанных требований, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.

25. Вновь введенной статьей 20 установлены принципы регулирования бухгалтерского учета (соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (федеральной) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; единство системы требований к бухгалтерскому учету; упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций; применение международных стандартов как основы разработки федеральных и иных стандартов; недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов к государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета), которыми должны руководствоваться субъекты указанного регулирования с вступлением в силу этих принципов с 1 января 2013 г.

26. Вновь введенной статьей 21 установлены документы в области регулирования бухгалтерского учета в виде федеральных стандартов, отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета и стандартов экономического субъекта, их соотношение и сфера действия.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость приведения в соответствии с указанными требованиями всей нормативной базы бухгалтерского учета в стране, в том числе и в сельском хозяйстве.

27. Вновь введенными статьями 22, 23 и 24 определены соответственно субъекты регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. обеспечивает создание государственно-общественный системы регулирования бухгалтерского учета в стране.

28. Вновь введенной статьей 25 предусмотрены создание совета по стандартам бухгалтерского учета, его полномочия, порядок формирования и функционирования, что направлено на повышение уровня координации нормативной деятельности в области бухгалтерского учета в стране.

29. Вновь введенными статьями 26, 27 и 28 установлен порядок составления соответственно программы разработки федеральных стандартов, их разработки и утверждения и разработки указанных стандартов в отдельных случаях уполномоченным федеральным органом.

Примечание. Вступление этих дополнений в силу с 1 января 2013 г. придает системный характер работе по стандартизации бухгалтерского учета в стране, в том числе и в сельском хозяйстве.

Вместе с тем разработанные и введенные в действие до указанной даты нормативные, в том числе и отраслевые, акты по бухгалтерскому учету применяются вплоть до их отмены в установленном порядке.


2.3. Изменения, внесенные в Федеральный закон
от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г.
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

30. Уточнены определения бухгалтерского учета, его объектов и других основных понятий, что носит функциональный характер и направлено на сближение с терминологией, принятой в международной практике.

31. Исключены задачи бухгалтерского учета, понятия синтетического и аналитического учета, нормы, определяющие статус главного бухгалтера и деление форм первичных учетных документов на содержащиеся и несодержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, виды регистров бухгалтерского учета, отнесение их содержания к коммерческой тайне, порядок денежной оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, конкретизация случаев проведения обязательной инвентаризации и порядка отражения ее результатов в системе бухгалтерского учета, публичность бухгалтерской отчетности.

Примечание. Исключение указанных норм из нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" связано либо с устранением дублирования правового регулирования соответствующих вопросов в других федеральных законах (вопросы коммерческой тайны, доступа к государственным информационным ресурсам), либо с передачей их регулирования на уровень федеральных стандартов и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету (большинство остальных исключенных норм).

32. В статье 1 изменена формулировка основных целей Федерального закона, в качестве которых определены: установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (в прежнем Законе ими являлись: обеспечение единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, совершаемых организациями); составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета.

33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета и потребует соответствующего отражения в его нормативной базе.

34. В статье 5 изменен состав объектов бухгалтерского учета, которыми являются факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования деятельности экономического субъекта; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (в прежнем Законе к ним относились лишь имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета и потребует соответствующего отражения в его нормативной базе.

35. В статье 6 закреплена императивная норма ведения бухгалтерского учета, обязывающая экономический субъект вести его в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено этим Законом (в прежнем Законе такая норма отсутствовала, хотя по его общему смыслу также предполагалась обязанность ведения бухгалтерского учета).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. усиливает единство требований к бухгалтерскому учету и повышает его роль в обеспечении общего экономического пространства на территории всей страны.

36. В статье 7 изменены формулировки и уточнены варианты организации ведения бухгалтерского учета, основными из которых являются возложение этих функций на главного бухгалтера или иное должностное лицо экономического субъекта либо заключение договора об оказании таких услуг. И лишь индивидуальный предприниматель и иное лицо, занимающееся частной практикой, а также руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства могут принять ведение бухгалтерского учета на себя. Кроме того, в открытых акционерных обществах и ряде организаций других организационно-правовых форм и видов экономической деятельности установлены специальные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в прежнем Законе такие нормы отсутствовали, но правовой статус главного бухгалтера был определен более полно в отдельной статье 7 "Главный бухгалтер").

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. существенно повышает полномочия и ответственность руководителя экономического субъекта за организацию бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

37. Статьей 8 в более общей форме определен порядок формирования учетной политики без конкретизации ее состава (как это имело место в прежнем Законе). (Более подробно об этом см. раздел III настоящих Методических рекомендаций).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. повышает роль федеральных стандартов и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету при самостоятельном формировании экономическим субъектом своей учетной политики.

38. В статьях 9 и 10 уточнены формулировки и отдельные нормы, определяющие наличие обязательных реквизитов, общий порядок утверждения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, их составления и исправления (без отсылки к альбомам унифицированных форм первичной учетной документации и видам учетных регистров, как это регламентировалось прежним Законом).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость конкретизации правил документального оформления принятия к бухгалтерскому учету соответствующих объектов в федеральных стандартах и иных нормативных актах.

39. В статье 11 уточнены отдельные нормы, определяющие общий порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете (без конкретизации случаев обязательного проведения инвентаризации и регулирования учетного отражения выявленных расхождений, как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не меняет сложившийся порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, закрепленный в нормативных актах по бухгалтерскому учету.

40. Статьей 12 в более общей форме определен порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета (без конкретизации способов оценки отдельных видов объектов, как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не меняет сложившийся порядок оценки объектов бухгалтерского учета, закрепленный в его нормативных актах.

41. В статьях 13, 14, 15 и 18 в новой редакции изложены соответственно общие требования к бухгалтерской (финансовой) от четности, ее состав, отчетный период и обязательный экземпляр, включая дополнения (см. п. п. 18 - 20 настоящих Методических рекомендаций), но исключая перечень форм этой отчетности, порядок их утверждения, регламентацию пояснительной записки, подписания, представления и публикацию указанной отчетности (как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость их отражения в соответствующих нормативных актах, начиная с составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.


2.4. Постатейное сравнение вышеуказанных федеральных
законов по предметам регулирования

42. Далее приводится постатейное сравнение вышеуказанных федеральных законов по отдельным предметам правового регулирования.

< ... >


III. Особенности формирования учетной политики
в связи с принятием Федерального закона
от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

43. В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в которой в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ его ведения из способов, допускаемых стандартами (а до их введения согласно статье 30 ранее установленными правилами). При этом, в отличие от прежнего Федерального закона "О бухгалтерском учете", не определен перечень утверждаемых в составе учетной политики организационно-технических документов (рабочего плана счетов, графика документооборота, технологии обработки учетной информации и др.), что обусловлено передачей регулирования указанных вопросов на уровни федеральных стандартов и иных нормативных актов. В связи с этим впредь до введения соответствующего федерального стандарта конкретный порядок формирования учтенной политики, установленный ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", применяется и с вступлением в силу этого Федерального закона, что сохраняет ранее определенный состав указанных документов, а именно: рабочий план счетов бухгалтерского учета; индивидуальные формы первичных учетных документов и внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; правила (график) документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения (в частности, организационная структура бухгалтерской службы, распределение обязанностей между ее работниками, взаимоотношения бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями.

44. При формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с Федеральным законом и другими общефедеральными законодательно-нормативными актами, также отраслевыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета, в том числе и Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Департаментом финансов и бюджетной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 28 мая 2011 г., в части, не противоречащей этому Федеральному закону, федеральным стандартам и иным общефедеральным нормативным актам.

45. Начиная с разработки учетной политики на 2013 г., в полной мере должны быть отражены вступающие в силу с 1 января 2013 г. соответствующие нормы вышеуказанного Федерального закона, а в установленных им случаях и других федеральных законов, правовых и иных нормативных актов, затрагивающие как организационно-технические, так и методические решения, принимаемые сельскохозяйственной организацией (иным сельскохозяйственным товаропроизводителем).


Организационно-технические решения

46. При необходимости уточнения организационной структуры бухгалтерской службы потребуется внести соответствующие изменения в штатное расписание сельскохозяйственной организации, должностные инструкции (должностные обязанности) работников этой службы и ее взаимоотношения с другими службами и структурными подразделениями, что оформляется приказами, распоряжениями и иной организационно-распорядительной документацией. В аналогичном порядке оформляются решения и в случаях внеочередной аттестации указанных работников, их служебного перемещения, повышения квалификации и т.д.

47. В сельскохозяйственных организациях, созданных в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ, целесообразно предусматривать должность главного бухгалтера независимо от их размера и численности работников бухгалтерской службы, а при назначении на эту должность лиц после вступления в силу нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководствоваться пунктом 4 статьи 7 этого Закона.

48. Впредь до внесения в установленном порядке дополнений и изменений в типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, и отраслевой план счетов, утвержденный приказом Минсельхоза России от 13 июля 2001 г. N 654, в составе учетной политики сельскохозяйственной организации утверждается рабочий план счетов, примерный образец которого приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях. Обращается внимание на необходимость обеспечения в рабочем плане счетов полноты наличия синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, исходя из потребностей формирования учетной информации как для внутрихозяйственных целей, так и для составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. В частности, в рабочем плане счетов следует предусматривать в обязательном порядке счета, введенные после утверждения отраслевого плана счетов:

а) синтетические счета 09 "Отложенные залоговые активы" и 77 "Отложенные налоговые обязательства", а также субсчета второго порядка к субсчету "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" синтетического счета 68 "Расчеты по налогам и сборам": "Условный расход" (для дебетовых записей), "Условный доход" (для кредитовых записей), "Постоянные налоговые обязательства" (для кредитовых записей), "Постоянные налоговые активы" (для дебетовых записей), "Отложенные налоговые активы" (для кредитовых и дебетовых записей) и "Отложенные налоговые обязательства" (для кредитовых и дебетовых записей); субсчета "Прибыль (убыток) до налогообложения" и "Текущий налог на прибыль" к синтетическому счету 99 "Прибыль и убыток", субсчета второго порядка "Условный расход (доход)" и "Постоянные налоговые активы (обязательства)" к субсчету "Текущий налог на прибыль" - в сельскохозяйственных организациях, находящихся на общем решении налогообложения и применяющих ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

б) субсчет "Законченные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" к синтетическому счету 04 "Нематериальные активы" и аналогичный субсчет к синтетическому счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" - в сельскохозяйственных организациях, создающих и имеющих указанные активы;

в) синтетические счета 30 - 39 (по отдельным экономическим элементам) - в сельскохозяйственных организациях, ведущих раздельный финансовый и управленческий учет.

В приложении к настоящим Методическим рекомендациям приведен отраслевой план счетов бухгалтерского учета с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2013 г.

49. В соответствии со статьей 9 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в связи с чем до утверждения соответствующего нормативного акта по данному вопросу при формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях на 2013 г. целесообразно закрепить решением руководителя применяемые формы указанных документов применительно к порядку, действовавшему в предыдущие годы. В этих целях должны быть утверждены образцы индивидуальных форм, разрабатываемые самим экономическим субъектом с соблюдением перечня обязательных реквизитов, установленных пунктом 2 указанной статьи (наименование документа, дата его составления, наименование экономического субъекта, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения этого факта с указанием единиц измерения, наименование должности соответствующего лица (лиц) и их подписей с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц), а в отношении ранее применяемых унифицированных и специализированных форм, содержащих указанные реквизиты, должны быть перечислены их альбомы (решения соответствующих государственных органов об утверждении). Следует иметь в виду, что в настоящее время практически по всем видам используемых ресурсов в сельском хозяйстве предусмотрены унифицированные либо специализированные формы первичной учетной документации, утвержденные соответственно Росстатом или Минсельхозом России согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах", действующему по состоянию на дату вступления в силу указанного Федерального закона. И лишь по крайне ограниченному кругу фактов хозяйственной жизни может потребоваться ввести индивидуальные формы первичных учетных документов. Однако при необходимости изменения унифицированных или специализированных форм их вновь разработанные организацией образцы следует утвердить в рамках ее учетной политики.

50. Формы внутренней отчетности, утвержденные в рамках учетной политики, обычно предназначены только внутренним пользователям и разрабатываются каждой сельскохозяйственной организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее производственной и организационной структуры, характера и уровня автоматизации производственных и управленческих процессов, режима налогообложения и других условий. При применении современных систем внутрихозяйственного управления и трансформации структурных подразделений в центры ответственности в составе указанных форм утверждаются образцы форм по каждому такому центру с указанием периодичности составления и адресов их представления на бумажных носителях или в электронном виде (см. раздел 2.4 Методических рекомендаций по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях).

51. При составлении или переутверждении графика документооборота, являющего неотъемлемой частью учетной политики сельскохозяйственной организации, необходимо в полной мере отразить изменения, внесенные в состав применяемых первичных и сводных учетных документов. Нередко из-за трудоемкости указанной работы хозяйствующие субъекты ограничиваются изложением общего порядка организации документооборота без указания всех этапов движения каждого учетного документа, начиная от его создания или получения от других организаций и заканчивая передачей в архив, что не отвечает нормативным требованиям и не обеспечивает в полном объеме полноту и своевременность представления учетной информации для принятия управленческих и иных необходимых решений заинтересованными пользователями. Поэтому целесообразно в ходе формирования учетной политики на 2013 г. воспользоваться образцом оформления графика документооборота, приведенного в приложении 7 к Методическим рекомендациям по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях, и разработать развернутый график документооборота в разрезе всех применяемых учетных документов, имея в виду, что он может в дальнейшем оставаться действующим локальным актом с периодически вносимыми в него при необходимости соответствующими изменениями и дополнениями.

52. Утверждение в составе учетной политики технологии обработки учетной информации, определяемой также самостоятельно каждым хозяйствующим субъектом, обычно реализуется посредством выбора соответствующей формы бухгалтерского учета или компьютерной программы его автоматизации, что затем закрепляется в приказе (распоряжении) руководителя организации об утверждении учетной политики. При необходимости получения дополнительных или измененных разрезов систематизации обобщения учетной информации, затрагивающего технологию ее обработки, следует отразить такие дополнения и изменения путем их внесения в ранее принятые решения (см. раздел 2.6 Методических рекомендаций по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях).

53. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях необходимо утвердить порядок проведения инвентаризации ее активов и обязательств, которые согласно пункту 3 статьи 11 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" должен определяться экономическим субъектом в отношении случаев, сроков и собственно порядка ее проведения (за исключением обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами). Имея в виду, что до утверждения указанных стандартов применяются ранее действовавшие нормативные акты, то при определении порядка проведения инвентаризации в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с упомянутым Федеральным законом, ПБУ 1/2008 и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, также соответствующими рекомендациями Минсельхоза России, в том числе ранее упомянутыми Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях (пункт 2.7). Исходя из содержащихся в этих нормативных актах требований в составе учетной политики сельскохозяйственной организации разрабатывается и утверждается специальное положение об инвентаризации активов и обязательств, в котором предусматриваются случаи обязательного и планового проведения инвентаризации, общие и конкретные правила ее проведения применительно к отдельным видам активов и обязательств (см. приложение 8 к Методическим рекомендациям по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях). Отсюда, в частности, следует, что проведение инвентаризации является обязательным в ранее установленных случаях (при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организаций; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Что касается случаев и сроков добровольного проведения инвентаризации активов и обязательств в сельскохозяйственных организациях, то таковыми являются: смена руководителя коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) ответственности, выбытие из этого коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких его членов; ежемесячная внезапная ревизия кассы; ежемесячная инвентаризация остатков незавершенного производства, сырья и вспомогательных материалов, товаров в розничной торговле и общественном питании на последние числа каждого месяца; ежеквартальная инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами на последнее число последнего месяца каждого квартала (в зависимости от

объемов работ, размеров, специализации и других особенностей финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций ими самостоятельно определяются периодичность инвентаризаций в отчетном году и перечень проверяемых активов и обязательств, а также состав инвентаризационных комиссий, порядок проведения и оформления результатов инвентаризации).

54. В соответствии со статьей 19 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, в связи с чем при формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях следует уделить особое внимание разработке соответствующего локального нормативного акта (порядка организации внутреннего контроля), руководясь при этом разделом 2.8 отраслевых Методических рекомендаций по данному вопросу. Указанный порядок может быть определен в отдельном локальном нормативном акте либо установлен локальными нормами непосредственно в положении (приказе) об учетной политике, где закрепляются необходимые контрольные полномочия за соответствующими должностными лицами или управленческими службами, что особенно характерно для малых и средних сельскохозяйственных организаций. При наличии в организации службы внутреннего аудита ее деятельность регламентируется соответствующим положением и распределением должностных обязанностей между работниками этой службы, что целесообразно предусматривать в сельскохозяйственных организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, и которые согласно части 2 статьи 19 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления указанной отчетности. К таким организациям согласно статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" относятся (применительно к сельскому хозяйству) открытые акционерные общества и хозяйствующие субъекты, в которых общий объем выручки от продажи продукции (выполнении работ, оказания услуг) за предшествующий отчетный год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн. рублей (указанная норма не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а в отношении муниципальных унитарных предприятий перечисленные показатели могут быть снижены законом субъекта Российской Федерации). Во всех случаях необходимо обеспечить: подотчетность одних работников другим; внутренние проверки и сверки взаимосвязанных данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организации; регулярное проведение инвентаризации активов и обязательств; регулярное отслеживание состояния первичного, аналитического и синтетического учета; ограничение доступа к активам и соответствующим учетным записям; осуществление контроля за компьютерными информационными системами и прикладными программами; регулярное проведение оперативного анализа финансово-хозяйственной деятельности.


Методические решения

55. Согласно части 2 статьи 8 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономическому субъекту предоставлено право выбора способа ведения бухгалтерского учета соответствующего объекта из способов, допускаемых федеральными стандартами (а до их утверждения, как отмечалось, ранее установленными правилами), что в отношении методических решений означает выбор методов оценки и учета соответствующих объектов, исходя из действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Именно этим блоком решений обеспечивается обоснованность и сопоставимость бухгалтерской методологии, включая методы оценки и учета всех составных элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов).

56. Сельскохозяйственные организации реализуют указанное право как при выборе методов оценки и учета отдельных объектов, так и при разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета, главным образом в части системы субсчетов и аналитических счетов (см. п. 49 настоящих Методических рекомендаций). При этом методы оценки внеобротных активов, материально-производственных запасов, затрат на производство, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, доходов, расходов и финансовых результатов, допускаемые действующими нормативными актами и подлежащие конкретизации в учетной политике этих организаций, нашли отражение в Методических рекомендациях по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях (раздел 2.9). Впредь до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов указанные методы подлежат применению и с вступлением в силу упомянутого Федерального закона "О бухгалтерском учете".

57. В тех случаях, когда в отношении конкретных объектов бухгалтерского учета действующей системой нормативного регулирования не были определены способы его ведения, сельскохозяйственные организации применяют такие способы, разработанные ими самостоятельно применительно к правилам, установленным соответствующими международными стандартами.

58. Исходя из требований частей 5 и 6 статьи 8 данного Федерального закона учетная политика сельскохозяйственной организации должна применяться последовательно из года в год, а ее изменение может производиться при следующих условиях:

а) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

б) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об учитываемом объекте;

в) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Указанные условия, и прежде всего принятие данного Федерального закона, являются основанием изменения учетной политики в сельскохозяйственных организациях, начиная с ее формирования на 2013 г., для чего могут быть использованы подходы, изложенные в разделе III.

Приложение
к Методическим рекомендациям
по организации бухгалтерского
учета в сельском хозяйстве в связи
с принятием Федерального закона
от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете"

ПЛАН СЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ
МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 03.01.2001 N 654 С ПОСЛЕДУЮЩИМИ
ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)


Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
1 2 3
Раздел I. Внеоборотные активы
Основные средства 01 1. Произведенные основные средства основной деятельности (кроме скота, насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)
2. Прочие производственные основные средства
3. Непроизводственные основные средства
4. Скот рабочий и продуктивный
5. Многолетние насаждения
6. Земельные участки и объекты природопользования
7. Объекты неинвентарного характера
8. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
9. Основные средства, полученные по лизингу и в аренду
10. Прочие объекты основных средств
11. Выбытие основных средств
Амортизация основных средств 02 1. Амортизация собственных основных средств
2. Амортизация основных средств, полученных по лизингу и в аренду
Доходные вложения в материальные ценности 03 По видам материальных ценностей
Нематериальные активы <1> 04 1. Нематериальные активы (по их видам)
2. Законченные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (по их видам)
Амортизация нематериальных активов 05 По усмотрению хозяйствующего субъекта
...................................................... 06
Оборудование к установке 07 По усмотрению хозяйствующего субъекта
Вложения во внеоборотные активы <1> 08 1. Приобретения земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Закладка и выращивание многолетних насаждений
9. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
10. Прочие вложения
Отложенные налоговые активы <1> 09 По видам активов и обязательств, по которым возникли временные налоговые разницы
Раздел 2. Производственные запасы
Материалы 10 1. Сырье и материалы
2. Удобрения, средства защиты растений и животных
3. Попутные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
4. Топливо
5. Тары и тарные материалы
6. Запанные части
7. Корма
8. Семена и посадочный материал
9. Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону
10. Строительные материалы
11. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
12. Прочие материалы
Животные на выращивании и откорме 11 1. Молодняк животных
2. Животные на откорме
3. Птица
4. Звери
5. Кролики
6. Семьи пчел
7. Молодняк животных, переданный гражданам на выращивание по договору
8. Скот, принятый от населения для продажи
9. Скот, переданный в переработку на сторону
...................................................... 12
...................................................... 13
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей 14 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Заготовление и приобретение материальных ценностей 15 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Отклонение в стоимости материальных ценностей 16 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 17
...................................................... 18
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам
Раздел 3. Затраты на производство
Основное производство 20 1. Растениеводство
2. Животноводство
3. Промышленные производства
4. Прочие основные производства
Полуфабрикаты собственного производства 21 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 22
Вспомогательные производства 23 1. Ремонтные мастерские
2. Ремонт зданий и сооружений
3. Машинно-тракторный парк
4. Автомобильный транспорт
5. Энергетические производства (хозяйства)
6. Водоснабжение
7. Гужевой транспорт
8. Прочие вспомогательные производства
...................................................... 24
Общепроизводственные расходы 25 1. Растениеводство
2. Животноводство
3. Промышленные производства
Общехозяйственные расходы 26 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 27 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Брак в производстве 28 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Обслуживающие производства и хозяйства 29 1. Жилищно-коммунальное хозяйство
2. Производства бытового обслуживания населения
3. Производства общественного питания
4. Детские дошкольные учреждения
5. Учреждения культурно-бытового назначения
6. Прочие производства и хозяйства
Остатки материальных ценностей <2> 30 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Материальные затраты <2> 31 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Затраты на оплату труда <2> 32 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Отчисления на социальные нужды <2> 33 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Амортизация <2> 34 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Налоги, сборы и другие платежи <2> 35 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Затраты по страхованию <2> 36 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 37 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Прочие нематериальные затраты <2> 38 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Затраты по обычной деятельности <2> 39 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Раздел 4. Готовая продукция и товары
Выпуск продукции (работ, услуг) 40 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Товары 41 1. Товары на складах
2. Товары в розничной торговле
3. Тара под товаром и порожняя
4. Покупные изделия
Торговая наценка 42 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Готовая продукция 43 1. Растениеводства
2. Животноводства
3. Промышленности и подобных производств
4. Вспомогательных, обслуживающих и других производств
5. Принятая продукция у населения для продажи
Расходы на продажу 44 1. Коммерческие расходы
2. Издержки обращения
Товары отгруженные 45 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Выполненные этапы по незавершенным работам 46 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 47
...................................................... 48
...................................................... 49
Раздел 5. Денежные средства
Касса 50 1. Касса организации
2. Операционная касса
3. Денежные документы
Расчетные счета 51 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Валютные счета 52 1. Валютные счета внутри страны
2. Валютные счета за рубежом
...................................................... 53
...................................................... 54
Специальные счета в банках 55 1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета
4. Прочие счета
...................................................... 56
Переводы в пути 57 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Финансовые вложения 58 1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества
Резервы под обесценение финансовых вложений 59 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Раздел 6. Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 61
Расчеты с покупателями и заказчиками 62 1. Расчеты по государственным контрактам
2. Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК
3. Расчеты по векселям полученным
4. Расчеты по авансам полученным
5. Расчеты по внутригрупповым взаимосвязанным организациям
6. Расчеты с прочими покупателями и заказчиками
Резервы по сомнительным долгам 63 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 64
...................................................... 65
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 66 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 67 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Расчеты по налогам и сборам 68 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69 1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда 70 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Расчеты с подотчетными лицами 71 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 72
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73 1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по выплате доходов
3. Прочие расчеты с персоналом
...................................................... 74
Расчеты с учредителями 75 1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный капитал)
2. Расчеты по выплате доходов
3. Прочие расчеты с учредителями
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам
5. Расчеты с квартиросъемщиками
6. Расчеты с родителями за содержание их детей в детских учреждениях
7. Расчеты с гражданами за принятую у них продукцию, скот и птицу для продажи
8. Расчеты по лизинговым и арендным обязательствам
9. Расчеты по прочим операциям
Отложенные налоговые обязательства 77 По видам активов и обязательств, по которым возникли временные налоговые разницы
...................................................... 78
Внутрихозяйственные расчеты 79 1. Расчеты по выделенному имуществу
2. Расчеты по текущим операциям
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом
Раздел 7. Капитал
Уставный капитал 80 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Собственные акции (доли) 81 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Резервный капитал 82 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Добавочный капитал 83 1. Эмиссионный доход
2. Прирост стоимости внеоборотных активов за счет переоценки
3. Прирост стоимости внеоборотных активов за счет прибыли
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 85
Целевое финансирование 86 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 87
...................................................... 88
...................................................... 89
Раздел 8. Финансовые результаты
Продажи 90 Типовой вариант
1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавочную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль (убытки) от продаж

Отраслевой вариант
1. Продукции растениеводства
2. Продукции животноводства
3. Продукции промышленности и подсобных производств
4. Продукции (услуг) вспомогательных, обслуживающих и других производств
5. Строительно-монтажных работ
6. Продукции и животных от населения
7. Жилых домов работникам организации
8. Прочей продукции, товаров, работ и услуг
9. Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы и расходы 91 1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
...................................................... 92
...................................................... 93
Недостачи и потери от порчи ценностей 94 По усмотрению хозяйствующих субъектов
...................................................... 95
Резервы предстоящих расходов 96 1. Резерв на оплату отпусков
2. Резервы на выплату вознаграждений за год
3. Резервы на ремонт и гарантийное обслуживание
4. Прочие резервы
Расходы будущих периодов 97 По видам расходов
Доходы будущих периодов 98 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов
2. Безвозмездные поступления
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей
Прибыли и убытки 99 1. Прибыли и убытки от обычных видов деятельности
2. Прибыли и убытки от прочих операций
3. Платежи по налогу на прибыль и финансовым санкциям
4. Прибыли и убытки отчетного года
Забалансовые счета
Арендованные основные средства 001 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Материалы, принятые в переработку 003 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Товары, принятые на комиссию 004 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Оборудование, принятое для монтажа 005 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Бланки строгой отчетности 006 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 007 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Обеспечения обязательств и платежей полученные 008 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Обеспечения обязательств и платежей выданные 009 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Износ основных средств 010 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Основные средства, сданные в аренду 011 По усмотрению хозяйствующих субъектов
Земельные угодья 012 По усмотрению хозяйствующих субъектов

--------------------------------
<1> Уточнено в связи с изменениями в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
<2> Рекомендовано при раздельном ведении финансового и управленческого учета в сельскохозяйственных организациях.




  

^В начало^