ПРЕТЕНЗИЙ (СТ. СТ. 158 - 164 УСТАВА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)
§ 1. До предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию или организации иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление к ним претензий.
§ 2. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются:
а) в случае утраты груза - грузоотправителем или грузополучателем при условии представления товарно - транспортной накладной с росписью шофера о приеме груза к перевозке;
б) в случаях недостачи, порчи или повреждения груза - грузополучателем при условии представления товарно - транспортной накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы, если акт составлялся.
§ 3. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случаях полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.
§ 4. Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
а) к автотранспортному предприятию или организации, когда конечным пунктом является грузовая автостанция;
б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция, порт (пристань) или аэропорт.
§ 5. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем - вышестоящей организации или транспортно - экспедиционной организации.
Передача права на предъявление претензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на товарно - транспортной накладной следующего содержания: "Право на предъявление претензий и исков передано _______________________ (наименование организации)
Переуступочная надпись удостоверяется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и заверяется печатью.
§ 6. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.
По однородным грузам, погруженным одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.
Для претензий, вытекающих из других оснований, количество требований в одном претензионном заявлении не ограничивается.
§ 7. Претензионные заявления не должны объединять в себе требований, для рассмотрения которых необходимы товарно - транспортные накладные, с требованиями, для которых эти документы не нужны.
§ 8. В претензионном заявлении должны быть указаны следующие данные:
а) за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза, повреждение, порчу, просрочку в доставке и т.п.) и краткое обоснование претензии;
б) сумма претензии по каждому отдельному виду требования и каждому отдельному документу;
в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензий желает получить ответ;
г) отделение банка (Госбанка СССР или Стройбанка СССР), в котором открыт расчетный счет заявителя претензии и номер этого счета;
д) дата составления претензионного заявления.
Претензионные заявления должны быть подписаны руководителем организации или его заместителем.
§ 9. К претензионному заявлению должны быть приложены подлинники документов, подтверждающих претензию.
§ 10. К претензионному заявлению в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должны быть приложены документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, а также расчет суммы претензии. Приложение расчета суммы претензии необязательно, если указанный расчет сделан в претензионном заявлении.
§ 11. К заявлению по претензии за недостачу груза, по которому производятся расчеты между грузоотправителем и грузополучателем с учетом нормированной и фактической влажности, прилагается также документ (качественное удостоверение, сертификат и др.), подтверждающий, с какой влажностью груз был отправлен, а также данные анализа о влажности прибывшего груза, если такой анализ производился.
§ 12. К заявлению по претензии за порчу скоропортящегося груза, при выдаче которого была произведена уценка или понижение сортности, торгующая организация обязана представить справку о том, по какой цене реализован уцененный груз, а если груз еще не реализован, то о перемаркировке груза соответствующим сортом. Справка должна быть подписана руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером и заверена печатью.
§ 13. К претензионным заявлениям, вытекающим из расчетов по штрафам, прилагаются:
а) об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок - учетная карточка;
б) об уплате штрафа за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках - товарно - транспортные документы с отметкой в них времени принятия груза к перевозке от грузоотправителя и времени сдачи груза грузополучателю;
в) за несвоевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки против согласованного времени - товарно - транспортные документы с отметкой в них времени прибытия автомобиля к грузоотправителю;
г) о возврате штрафов:
- за простой автомобилей - товарно - транспортные документы с отметками времени прибытия и убытия автомобилей;
- за задержку контейнеров сверх установленных норм - товарно - транспортные документы с отметками грузополучателя о времени получения контейнера и сдачи его автотранспортному предприятию;
- за отказ от оформления или за неправильное оформление товарно - транспортных документов и путевых листов - товарно - транспортные документы.
К заявлению по претензиям о возврате штрафов, кроме документов, перечисленных в настоящем подпункте, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату штрафа (копия платежного требования, выписка из расчетного счета и т.п.).
В тех случаях, когда предприятия или организации, с которых взыскан штраф, фактически автотранспорт не заказывали и его услугами не пользовались, к претензионному заявлению о возврате штрафа должны быть приложены соответствующая справка за подписью руководителя предприятия или организации и документ, подтверждающий уплату штрафа (копия платежного требования, выписка из расчетного счета и т.п.).
§ 14. Претензионное заявление, поданное без приложения перечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения.
При невозвращении в 10-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.
Подача претензионного заявления без надлежащих документов не прерывает течение срока, установленного для предъявления претензий.
§ 15. Днем предъявления претензии считается день сдачи претензионного заявления на почту или непосредственно автотранспортному предприятию или организации под расписку.
§ 16. Не допускается предъявление требований грузоотправителей (грузополучателей) и автотранспортных предприятий и организаций на сумму менее 10 руб. по каждому товарно - транспортному документу, кроме претензий от граждан.
При постоянных взаимоотношениях автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей однородные требования к автотранспортным предприятиям и организациям (за невыполнение плана перевозок, утрату, недостачу или порчу грузов, о возврате уплаченного штрафа, в том числе и на сумму менее 10 руб. по одному товарно - транспортному документу) могут быть объединены в одну претензию по результатам выверки расчетов за месяц и предъявлены.
§ 17. При удовлетворении претензий за утрату и повреждение стоимость груза, подлежащая возмещению, определяется в порядке, установленном ст. 136 Устава автомобильного транспорта РСФСР, на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты через Госбанк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет.
Автотранспортные предприятия или организации наряду с возмещением установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) стоимость перевозки утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза. В случаях, когда имели место частичная утрата, недостача, порча или повреждение груза, провозная плата возвращается пропорционально стоимости утраченного, недостающего, испорченного, поврежденного груза.
Если по утраченному, недостающему, испорченному или поврежденному грузу грузоотправитель (грузополучатель) обязан уплатить налог с оборота, а счет грузоотправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем претензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтвержденная справкой финансового органа.
При внутрисистемных перевозках грузов расчеты, по которым между грузоотправителем и грузополучателем производятся по ценам без налога с оборота, а по реализации которых в бюджет уплачивается налог с оборота, грузополучатели могут представлять автотранспортному предприятию или организации вместо справки финансового органа выписку из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота.
Стоимость грузов, принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче.
§ 18. О результатах рассмотрения претензии автотранспортное предприятие или организация должны уведомить заявителя претензии в пределах сроков, установленных ст. 164 Устава автомобильного транспорта РСФСР. В случае отклонения претензии в уведомлении должны быть указаны мотивы отклонения претензии. В уведомлении о признании претензии указывается, в какой сумме удовлетворена претензия. Уведомление подписывает руководитель автотранспортного предприятия или организации или уполномоченное им лицо.
§ 19. При частичном удовлетворении или отклонении претензии автотранспортное предприятие или организация должны возвратить заявителю приложенные к претензии документы.
При удовлетворении претензии в полной сумме документы, представленные заявителем, не возвращаются.