ГлавнаяАвто
Постановление Правительства от 29.06.21 N 1043 «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.06.21 N 1043

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ





В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статьей 13.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 2021 г. N 1043

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ





I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - надзор).

2. Предметом надзора является соблюдение:

а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;

в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;

г) обязательных требований к осуществлению:

проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);

проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;

эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:

к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;

к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;

к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;

к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);

к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;

к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;

е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:

к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;

к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);

к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;

к перевозке пассажиров автобусами;

к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);

к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;

ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:

к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;

к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств;

к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):

к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);

к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;

к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;

к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;

к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;

л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;

м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части ремонта и содержания автомобильных дорог.

3. Надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - контролирующий орган).

4. От имени контролирующего органа надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) руководитель;

б) заместитель руководителя;

в) начальник управления;

г) заместитель начальника управления;

д) начальник отдела управления;

е) заместитель начальника отдела управления;

ж) советник отдела управления;

з) главный государственный инспектор отдела управления;

и) старший государственный инспектор отдела управления;

к) государственный инспектор отдела управления;

л) специалист-эксперт отдела управления;

м) руководитель территориального органа;

н) заместитель руководителя территориального органа;

о) начальник отдела территориального органа;

п) заместитель начальника отдела территориального органа;

р) консультант отдела территориального органа;

с) главный государственный инспектор отдела территориального органа;

т) главный специалист-эксперт отдела территориального органа;

у) старший государственный инспектор отдела территориального органа;

ф) ведущий специалист-эксперт отдела территориального органа;

х) государственный инспектор отдела территориального органа;

ц) специалист-эксперт отдела территориального органа.

4(1). Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководители, заместители руководителей территориальных органов контролирующего органа.
(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.09.2021 N 1596)

5. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также имеют право пользоваться техническими средствами, в том числе осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись объектов и документов (кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне).

6. Объектами надзора являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;

деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;

внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

в) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;

транспортное средство;

автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;

примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;

объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

7. Учет объектов надзора осуществляется по категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска).

8. Учет объектов надзора осуществляется контролирующим органом в соответствующих ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность контролирующего органа при планировании и осуществлении мероприятий надзора, на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении надзора

9. При осуществлении надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

10. Контролирующий орган при осуществлении надзора относит объекты надзора, указанные в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) низкий риск.

11. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица), требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (далее - обязательные требования), объекты надзора относятся к группам тяжести "А", "Б", "В" и "Г".

12. К группе тяжести "А" относятся:

а) деятельность по перевозке опасных грузов;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части сохранности автомобильных дорог.

13. К группе тяжести "Б" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок);

б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

в) деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

г) деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

д) деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

14. К группе тяжести "В" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

б) деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями.

15. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.

16. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований объекты надзора разделяются на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".

17. К группе вероятности "1" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением наказания контролируемому лицу (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, следствием которого стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

18. К группе вероятности "2" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением контролируемому лицу наказания (или решения (постановления) о назначении контролируемому лицу административного наказания) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, не повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

19. К группе вероятности "3" объекты надзора, в отношении которых вступили в законную силу в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 11.23, 11.31, частями 2 - 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.21.3, 12.23, 12.25, 12.31.1, 14.1, 14.1.2, 14.43, 14.44 - 14.45, частями 1 и 15 статьи 19.5 и статьями 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения).

20. К группе вероятности "4" относятся объекты надзора при отсутствии вынесенных в отношении контролируемых лиц приговоров суда и (или) менее 15 решений (постановлений) по статьям, указанным в пункте 19 настоящего Положения.

21. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска или группам тяжести, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска или группам тяжести.

Для целей применения настоящего Положения под аварийным событием понимаются дорожно-транспортные происшествия, следствием которых стали причинение вреда жизни и (или) здоровью людей и (или) материальный ущерб.

22. Тяжесть потенциальных негативных последствий и вероятность несоблюдения контролируемым лицом при осуществлении лицензионных требований к перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежат отнесению к следующим категориям риска:

а) в случае, если показатель риска составляет свыше 20 баллов или в отношении лицензиата вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, - высокий риск;

б) в случае, если показатель риска составляет от 12 до 20 баллов, - значительный риск;

в) в случае, если показатель риска составляет от 3 до 12 баллов, - средний риск;

г) в случае, если показатель риска составляет менее 3 баллов, - низкий риск.

23. Показатель риска (баллов) (R) определяется по формуле:

R = 5 x N1 : A + 5 x N2 + 20 x N3

где:

N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

A - среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска;

N2 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении ими должностных обязанностей) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

N3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьями 238, 264 и 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При определении показателя риска учитываются постановления о назначении административного наказания и обвинительные приговоры суда, вступившие в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню предоставления лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензия).

В случае если до предоставления лицензии лицензиат не выполнял перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, показатель риска принимается равным нулю.

24. Среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска (A), определяется по формуле:

A = Ap : Dк

где:

Ap - суммарное количество автомобиле-дней пребывания автобусов во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска, определенное лицензирующим органом на основании сведений об автобусах, включенных в реестр лицензий. В указанное количество не включаются автомобиле-дни автобусов, со дня проведения последнего технического осмотра которых прошло более 6 месяцев;

Dк - количество дней в одном календарном году, предшествующем дню принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска.

25. Отнесение деятельности объекта надзора к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности по матрице согласно приложению.

26. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов надзора, указанных в абзацах втором, четвертом - седьмом подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется со следующей периодичностью:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

  • высокий риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 2 года, или один инспекционный визит в 2 года;
  • значительный риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 4 года, или один инспекционный визит в 3 года;
  • средний риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 6 лет, или один инспекционный визит в 4 года.

В отношении объектов надзора, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с периодичностью, установленной пунктом 78 настоящего Положения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

27. В отношении объектов надзора, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 6 настоящего Положения, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

28. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые в рамках государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации, государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках надзора.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям

29. При осуществлении надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

30. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год.

31. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контролирующего органа не позднее 31 марта каждого года и размещается на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 3-дневный срок со дня его утверждения.

32. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контролирующий орган возражение в отношении указанного предостережения.

Рассмотрение возражения в отношении указанного предостережения и направление ответа по итогам его рассмотрения осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации такого возражения.

Возражение на предостережение, объявленное территориальным органом контролирующего органа, подается руководителю (заместителю руководителя) этого территориального органа и рассматривается им.

Возражение на предостережение, объявленное контролирующим органом, подается руководителю (заместителю руководителя) контролирующего органа и рассматривается им.

33. Должностные лица контролирующего органа предоставляют контролируемым лицам консультирование по следующим вопросам (в том числе в письменном виде):

организация и осуществление государственного контроля (надзора);

порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;

соблюдение обязательных требований;

вопросы, содержащиеся в проверочных листах;

проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия.

Консультирование предоставляется:

при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты или видео-конференц-связи;

при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;

в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа контролирующего органа, руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа.

Время для консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в зданиях контролирующего органа (его территориального органа) в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет".

Консультирование в письменном виде осуществляется в следующих случаях:

контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

при личном обращении предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;

ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации.

В случае консультирования должностными лицами контролирующего органа контролируемых лиц в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 дней со дня регистрации его обращения.

В случае поступления 5 и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контролирующего органа.

34. Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

35. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого, значительного и низкого риска.

36. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, которые приступили к осуществлению деятельности, указанной в абзацах втором и третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности, за исключения случаев, когда в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в те же сроки, что и профилактический визит.

37. Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день.

IV. Осуществление надзора

38. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

39. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также срок составления акта по результатам контрольного мероприятия.

40. Для фиксации должностным лицом (инспектором) и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения:

а) контрольной закупки;

б) выборочного контроля;

в) рейдового осмотра;

г) выездной проверки;

д) постоянного рейда.

41. Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.

42. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, способов фиксации доказательств, в ходе контрольного (надзорного) принятия включает в себя:

а) принятие должностным лицом контролирующего органа решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;

б) извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом;

в) внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;

г) обеспечение сохранности информации, полученной по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.

43. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контролирующий орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в случаях:

а) временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, гражданина;

б) нахождения индивидуального предпринимателя, гражданина в служебной командировке в ином населенном пункте;

в) участия индивидуального предпринимателя, гражданина в судебном заседании.

44. Надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) контрольная закупка;

б) выборочный контроль;

в) инспекционный визит;

г) рейдовый осмотр;

д) документарная проверка;

е) выездная проверка;

ж) выездное обследование.

45. В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) эксперимент.

46. Контрольная закупка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

47. Эксперимент в ходе проведения контрольной закупки заключается в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-ситуаций (ситуация, при которой допускаются нарушения обязательных требований).

Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта, при этом тест-субъектом могут являться:

при использовании тест-предмета - уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов;

без использования тест-предмета - должностные лица контролирующего органа, уполномоченные на проведение эксперимента.

Срок проведения каждого эксперимента не должен превышать 24 часа.

Эксперимент проводится только инспектором по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в следующем порядке:

перед началом эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций должностными лицами контролирующего органа вырабатываются и согласуются основные направления проведения эксперимента для выявления возможных нарушений;

тест-предметы и тест-субъекты, используемые при проведении эксперимента, непосредственно перед проведением эксперимента фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки;

в целях обеспечения безопасного проведения эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций лицо, выявившее (обнаружившее) тест-субъект, и (или) тест-предмет, и (или) тест-ситуацию, незамедлительно информируется уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности или органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов о проведении эксперимента с предъявлением служебных удостоверений (если они участвовали в проведении эксперимента);

по результатам эксперимента составляется акт о проведении эксперимента, в котором указываются:

время и место проведения эксперимента;

описание эксперимента;

описание результата эксперимента;

подписи должностных лиц, проводивших эксперимент;

подписи уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов (если они участвовали в проведении эксперимента);

отметка об ознакомлении с актом о проведении эксперимента представителя субъекта проверки, присутствующего при эксперименте (в случае такого присутствия).

48. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

49. При осуществлении выборочного контроля, предусматривающего проведение контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов) инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы, должностные лица, осуществляющие надзор, используют правила и методы исследования (испытаний) и измерений, установленные для технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании".

Выборочный контроль осуществляется без уведомления, но во взаимодействии с контролируемым лицом по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товара) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям в срок, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) во всех случаях осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи.

Порядок проведения инструментального обследования, испытания экспертизы продукции (товаров) включает:

размещение уполномоченными должностными лицами контролирующего органа заявки на проведение инструментального обследования, испытания, экспертизы аккредитованными контролирующим органом экспертными центрами;

предоставление контролируемым лицом в день обращения нормативно-технической документации на продукцию;

предоставление контролируемым лицом в день обращения документации, подтверждающей соответствие продукции установленным обязательным требованиям.

Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы, - 5 единиц продукции.

Выборка образцов (проб) продукции по количеству образцов должна обеспечивать обоснованное принятие решений о соответствии выпускаемой продукции или представленной партии продукции установленным требованиям при положительных результатах испытаний. Объем выборки образцов (проб) продукции определяется не только исходя из условий статистической достоверности, но и с учетом экономических затрат заявителя в случае разрушающих испытаний.

Порядок отбора проб (образцов) включает:

соответствующие мероприятия по отбору проб (образцов);

составление протокола отбора проб (образцов) в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Отбор проб (образцов) не может осуществляться в отношении продукции, находящейся в эксплуатации и являющейся элементом системы, в случае если отбор проб (образцов) приведет к изменению технических или технологических характеристик системы и созданию угрозы ее безопасной эксплуатации.

50. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

51. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пункте 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

52. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза;

к) эксперимент.

53. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пункте 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

54. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в следующих случаях:

а) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в присутствии водителя транспортного средства;

б) при воспрепятствовании контролируемого лица, его представителя или водителя транспортного средства осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.

55. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) во всех случаях осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы, - 5 единиц продукции.

Выборка образцов (проб) продукции по количеству образцов должна обеспечивать обоснованное принятие решений о соответствии выпускаемой продукции или представленной партии продукции установленным требованиям при положительных результатах испытаний. Объем выборки образцов (проб) продукции определяется не только исходя из условий статистической достоверности, но и с учетом экономических затрат заявителя в случае разрушающих испытаний.

Порядок отбора проб (образцов) включает:

соответствующие мероприятия по отбору проб (образцов);

составление протокола отбора проб (образцов), составленным в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Отбор проб (образцов) не может осуществляться в отношении продукции, находящейся в эксплуатации и являющейся элементом системы, в случае если отбор проб (образцов) приведет к изменению технических или технологических характеристик системы и созданию угрозы ее безопасной эксплуатации.

56. Эксперимент в ходе проведения рейдового осмотра заключается в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-ситуаций (ситуация, при которой допускаются нарушения обязательных требований).

Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта, при этом тест-субъектом могут являться:

при использовании тест-предмета - уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов;

без использования тест-предмета - должностные лица контролирующего органа, уполномоченные на проведение эксперимента.

Срок проведения каждого эксперимента не должен превышать 24 часа.

Эксперимент проводится только инспектором по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в следующем порядке:

перед началом эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций должностными лицами контролирующего органа вырабатываются и согласуются основные направления проведения эксперимента для выявления возможных нарушений;

тест-предметы и тест-субъекты, используемые при проведении эксперимента, непосредственно перед проведением эксперимента фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки;

в целях обеспечения безопасного проведения эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций лицо, выявившее (обнаружившее) тест-субъект, и (или) тест-предмет, и (или) тест-ситуацию, незамедлительно информируется уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности или органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов о проведении эксперимента с предъявлением служебных удостоверений (если они участвовали в проведении эксперимента);

по результатам эксперимента составляется акт о проведении эксперимента, в котором указываются:

время и место проведения эксперимента;

описание эксперимента;

описание результата эксперимента;

подписи должностных лиц, проводивших эксперимент;

подписи уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов (если они участвовали в проведении эксперимента);

отметка об ознакомлении с актом о проведении эксперимента представителя субъекта проверки, присутствующего при эксперименте (в случае такого присутствия).

57. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

58. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пункте 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

59. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза;

к) эксперимент.

60. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в следующих случаях:

а) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в присутствии водителя транспортного средства;

б) при воспрепятствовании контролируемого лица, его представителя или водителя транспортного средства осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.

61. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пункте 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

62. Выездная проверка проводится с уведомлением контролируемого лица и во взаимодействии с ним при отсутствии возможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, находящихся в документах, предоставленных контролируемым лицом, и оценить соответствие деятельности и действий (бездействия) контролируемого лица и (или) используемых им объектов надзора обязательным требованиям в срок, не превышающий 10 календарных дней.

В отношении контролируемого лица, являющегося субъектами малого предпринимательства, общий срок проведения выездных проверок не может превышать для малого предприятия - 50 часов, для микропредприятия - 15 часов.

63. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) во всех случаях осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Отбор проб (образцов) инспектором, экспертом или специалистом, в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы, составляет 5 единиц продукции.

Выборка образцов (проб) продукции по количеству образцов должна обеспечивать обоснованное принятие решений о соответствии выпускаемой продукции или представленной партии продукции установленным требованиям при положительных результатах испытаний. Объем выборки образцов (проб) продукции определяют не только исходя из условий статистической достоверности, но и с учетом экономических затрат заявителя в случае разрушающих испытаний.

Порядок отбора проб (образцов) включает:

соответствующие мероприятия по отбору проб (образцов);

составление протокола отбора проб (образцов) в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Отбор проб (образцов) не может осуществляться в отношении продукции, находящейся в эксплуатации и являющейся элементом системы, в случае если отбор проб (образцов) приведет к изменению технических или технологических характеристик системы и созданию угрозы ее безопасной эксплуатации.

64. Эксперимент в ходе проведения выездной проверки заключается в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-ситуаций (ситуация, при которой допускаются нарушения обязательных требований).

Эксперимент проводится с учетом необходимости анонимности тест-субъекта, при этом тест-субъектом может являться:

при использовании тест-предмета - уполномоченные представители органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов;

без использования тест-предмета - должностные лица контролирующего органа, уполномоченные на проведение эксперимента.

Срок проведения каждого эксперимента не должен превышать 24 часа.

Эксперимент проводится только инспектором по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в следующем порядке:

перед началом эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций должностными лицами органа государственного контроля (надзора) вырабатываются и согласуются основные направления проведения эксперимента для выявления возможных нарушений;

тест-предметы и тест-субъекты, используемые при проведении эксперимента, непосредственно перед проведением эксперимента фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки;

в целях обеспечения безопасного проведения эксперимента с использованием тест-предметов, и (или) тест-субъектов, и (или) тест-ситуаций лицо, выявившее (обнаружившее) тест-субъект, и (или) тест-предмет, и (или) тест-ситуацию, незамедлительно информируется уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности или органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов о проведении эксперимента с предъявлением служебных удостоверений (если они участвовали в проведении эксперимента);

по результатам эксперимента составляется акт о проведении эксперимента, в котором указываются:

время и место проведения эксперимента;

описание эксперимента;

описание результата эксперимента;

подписи должностных лиц, проводивших эксперимент;

подписи уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов (если они участвовали в проведении эксперимента);

отметка об ознакомлении с актом о проведении эксперимента представителя субъекта проверки, присутствующего при эксперименте (в случае такого присутствия).

65. При проведении выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов надзора, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящего Положения.

V. Специальный режим государственного контроля (надзора),
применяемый при осуществлении надзора (постоянный рейд)

66. Надзор в режиме постоянного рейда осуществляется в следующих пунктах контроля:

а) стационарные пункты весогабаритного контроля транспортных средств;

б) передвижные пункты весогабаритного контроля транспортных средств;

в) стационарные контрольные пункты (пункты транспортного контроля) на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации;

г) передвижные контрольные пункты (пункты транспортного контроля) на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации;

д) передвижные контрольные пункты на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств;

е) передвижные пункты дорожного контроля (в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения);

ж) остановочные пункты, в том числе расположенные на автостанциях, автовокзалах;

з) места посадки и (или) высадки пассажиров в транспортное средство.

67. Требованиями к расположению пунктов контроля для постоянного рейда являются:

а) размещение на стоянках (парковках) транспортных средств, а также в пунктах транспортного контроля, обозначенных соответствующими дорожными знаками;

б) соблюдение на них требований при осуществлении постоянного рейда к созданию условий, которые не способствуют ухудшению основных параметров дорожного движения, угрозе безопасности дорожного движения и нарушению расписания регулярных перевозок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.2021 N 1596)

68. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;

д) инструментальное обследование.

69. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в следующих случаях:

а) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в присутствии водителя транспортного средства;

б) при воспрепятствовании контролируемого лица, его представителя или водителя транспортного средства осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.

70. Постоянный рейд осуществляется путем проведения проверок транспортных средств, в том числе проверок имеющихся у водителей транспортных средств документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у контролируемого лица, а также путем проверок автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

71. Контролируемые лица, их представители и работники, находящиеся на пунктах контроля, обязаны по требованию инспектора остановится, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным объектам надзора.

72. По требованию инспектора водитель транспортного средства представляет для ознакомления следующие документы:

а) водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

б) регистрационные документы на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп;

в) путевой лист;

г) документы на перевозимый груз;

д) до 1 сентября 2021 г. карточка допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам на каждое транспортное средство, за исключением транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне";

е) свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика (при осуществлении международных автомобильных перевозок);

ж) свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (при осуществлении перевозки опасных грузов);

з) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (при осуществлении перевозки опасных грузов);

и) специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности и государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов (при осуществлении таких перевозок);

к) договор фрахтования транспортного средства (заказ-наряд на предоставление транспортного средства) (при осуществлении перевозок пассажиров по заказу);

л) карта маршрута регулярных перевозок (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров);

м) документ, предоставляющий право на проезд по территории Российской Федерации (у иностранных перевозчиков);

н) специальное разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);

о) международная товарно-транспортную накладная и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, подтверждающими вид выполняемой перевозки (при осуществлении международных автомобильных перевозок);

п) учетный талон (при осуществлении международных автомобильных перевозок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:

а) за соблюдением правил заполнения предоставленных документов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами, с проставлением в них отметки о прохождении контроля;

б) за соблюдением требований к движению тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности и государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок;

в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;

г) за наличием отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;

д) за соответствием транспортных средств требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. и международных договоров Российской Федерации;

е) за наличием специальных разрешений, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", а также за соблюдением маршрутов в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях, с проставлением отметок о прохождении контроля, за оборудованием транспортных средств и наличием необходимых документов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. и законодательства Российской Федерации;

ж) за соблюдением требований, установленных Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, от 1 сентября 1970 г.;

з) за соблюдением требований, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, к перевозке пассажиров автобусами;

и) за наличием уведомления (в случае его получения водителем от уполномоченного органа государственного (автомобильного) контроля другого государства - члена Евразийского экономического союза) с проставлением отметки об устранении нарушения;

к) за наличием российского разрешения и (или) специального разрешения у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку через белорусский или казахстанский участок внешней границы Евразийского экономического союза, для проставления отметки о въезде или выезде в ближайшем к государственной границе Российской Федерации и маршруту перевозки контрольном пункте;

л) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.;

м) за соблюдением требований по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог Российской Федерации;

н) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

о) за наличием сведений о транспортном средстве в реестре лицензий;

п) с 1 сентября 2021 г. за наличием допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок и включения транспортного средства в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок;

р) за соблюдением запрета:

на посадку в автобус, трамвай или троллейбус либо высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах;

на принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;

на использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным;

на использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

74. При осуществлении надзора в стационарных и передвижных контрольных пунктах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации", должностные лица контролирующего органа осуществляют выдачу учетного талона водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получение от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации.

VI. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований
контролируемыми лицами, имеющими лицензию

75. Оценка соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пунктами 76 - 78 настоящего Положения.

76. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), предусматривающего установление в отношении лицензиата периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, с учетом положений, предусмотренных настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

77. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 N 607.

78. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной объекту надзора категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется со следующей периодичностью:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

  • высокий риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка в 4 года или один инспекционный визит в 2 года;
  • значительный риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка в 4 года или один инспекционный визит в 2 года;
  • средний риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка в 6 лет или один инспекционный визит в 3 года.

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

VII. Оформление результатов контрольного
(надзорного) мероприятия

79. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.

80. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

81. К акту контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются протоколы контрольных (надзорных) действий, предписания об устранении выявленных нарушений и иные, связанные с результатами контрольных (надзорных) мероприятий документы или их копии.

VIII. Обжалование решений контролирующего органа, действий
(бездействия) его должностных лиц

82. Рассмотрение жалобы осуществляется в следующем порядке:

жалоба на решение территориального органа контролирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа;

жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контролирующего органа рассматривается контролирующим органом;

в случае обжалования решений контролирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контролирующего органа жалоба рассматривается руководителем контролирующего органа.

Жалоба подлежит рассмотрению указанными уполномоченными на рассмотрение жалобы органами в срок, установленный частью 2 статьи 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

IX. Ключевые показатели надзора и их целевые значения
(введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2166)

83. Ключевыми показателями надзора и их целевыми значениями являются:

количество людей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в результате нарушения обязательных требований в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров), в том числе по причине дорожных условий, не соответствующих требованиям по обеспечению сохранности автомобильных дорог федерального значения, в 2022 году - 1,85; в 2023 году - 1,76; в 2024 году - 1,71; в 2025 году - 1,62 и в 2026 году - 1,53;

количество людей, травмированных в дорожно-транспортных происшествиях в результате нарушения обязательных требований в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров), в том числе по причине дорожных условий, не соответствующих требованиям по обеспечению сохранности автомобильных дорог федерального значения, в 2022 году - 4,51; в 2023 году - 4,28; в 2024 году - 4,12; в 2025 году - 3,84 и в 2026 году - 3,64.


Приложение
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
на автомобильном транспорте,
городском наземном электрическом
транспорте и в дорожном хозяйстве

МАТРИЦА КАТЕГОРИЙ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

Категории риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий риск A 1
Б 1
Значительный риск А 2
Б 2
Средний риск А 3
А 4
Б 3
В 1
В 2
Низкий риск Б 4
В 3
В 4

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 2021 г. N 1043

ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521).

2. Пункт 22 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776).

3. Пункт 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 767 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5587).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 495 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 32, ст. 4153).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 419 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 481" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3188).

6. Пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 824 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5922).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 7 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 5, ст. 601).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1072 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6275).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 240 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 12, ст. 1768).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. N 1224 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6589).

11. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1483 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 209).

12. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 67).

13. Пункты 26 - 29 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6582).

14. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N 462 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 14, ст. 2338).