МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
N ОП 3-2013
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ МСФО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), и сообщает следующее.
по консолидированной финансовой отчетности
Согласно статье 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Согласно пункту 14 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" в аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Согласно пункту 1 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" модифицированное мнение может быть выражено аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
Таким образом, в аудиторском заключении по консолидированной финансовой отчетности может быть выражено мнение о достоверности этой отчетности в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения или отказа от выражения мнения.
отчетности, выпущенной в разных валютах
В случае если организация выпускает одну консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и в другой валюте (валютах) представления, указанное обстоятельство не подлежит отражению в аудиторском заключении по такой отчетности.
В случае если организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в последней консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в другой валюте представления, может содержать привлекающую внимание часть. В привлекающей внимание части указывается, что организация в дополнение к консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в валюте Российской Федерации, выпустила консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, по которой аудиторской организацией выдано отдельное аудиторское заключение. Решение о включении в аудиторское заключение привлекающей внимание части принимается аудиторской организацией, как правило, исходя из цели выпуска консолидированной финансовой отчетности в другой валюте представления и предполагаемых пользователей такой отчетности.
Аналогичные действия имеют место в случае, когда организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в отличной от валюты Российской Федерации валюте представления, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации.
В случае если организация выпускает одновременно консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в каждой консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по каждой консолидированной финансовой отчетности может содержать соответствующую привлекающую внимание часть.
отчетности и консолидированной финансовой отчетности
организации разными аудиторскими организациями
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на выбор количества аудиторских организаций для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации. В связи с этим обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности организации и обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности этой же организации могут быть проведены разными аудиторскими организациями.
для проведения обязательного аудита консолидированной
финансовой отчетности
В соответствии с пунктом 4 статьи 91, пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьей 86 и вторым абзацем пункта 3 статьи 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" аудитор, утверждаемый общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью), привлекается для проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества и его финансово-хозяйственной деятельности.
Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо требований в отношении утверждения общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью) аудитора для проведения обязательного аудита годовой консолидированной финансовой отчетности.
полученных от государства для исполнения государственных
функций и решения стратегических государственных задач
В соответствии с МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" при составлении консолидированной финансовой отчетности организация должна провести проверку активов на наличие признаков обесценения их.
Определяющим признаком обесценения активов, полученных подконтрольной государству организацией от государства в качестве имущественного взноса или в отношении которых подконтрольная государству организация осуществляет права собственника имущества для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач, возложенных на организацию государством, является отклонение фактических финансовых и нефинансовых показателей использования активов от запланированных показателей. При этом в отношении таких активов возможны запланированные операционные убытки и чистый отток денежных средств, которые могут полностью или частично компенсироваться государством (контролирующей стороной). Соответственно, показатели прибыли (уровня рентабельности) могут не являться определяющими показателями экономической эффективности в отношении таких активов.
В связи с этим, исходя из цели использования таких активов, запланированные операционные убытки и чистое выбытие денежных средств могут не свидетельствовать о наличии обесценения данных активов в отчетном периоде и не рассматриваться в качестве признаков наличия обесценения.