3 апреля 2021 |
Российской Федерации
Проект N 1141868-7
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28; 2008, N 48, ст. 5500, 5519; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4198; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 44, ст. 5645; 2014, N 14, ст. 1544; N 26, ст. 3372; N 45, ст. 6157; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6844; 2017, N 47, ст. 6848; N 49, ст. 7315; 2018, N 9, ст. 1291; N 31, ст. 4821; 2019, N 22, ст. 2667; N 39, ст. 5375; 2020, N 14, ст. 2032; N 40, ст. 6169; N 48, ст. 7627) следующие изменения:
1) в статье 45:
а) подпункт 8 пункта 3 изложить в следующей редакции:
"8) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае перечисления им денежных средств за налогоплательщика) в банке в качестве единого налогового платежа при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, либо со дня внесения физическим лицом - налогоплательщиком (иным физическим лицом за налогоплательщика) в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства в качестве единого налогового платежа, либо со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного (излишне взысканного) налога в счет единого налогового платежа налогоплательщика в соответствии с пунктом 5.2 статьи 78 и пунктом 1.2 статьи 79 настоящего Кодекса, по которым налоговым органом принято решение о зачете суммы единого налогового платежа в соответствии со статьей 45.1 настоящего Кодекса, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;";
б) в абзаце десятом пункта 7 слова "физического лица" исключить;
в) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. Денежные средства, поступившие в бюджетную систему Российской Федерации в счет уплаты налогоплательщиком налога, учитываются налоговыми органами самостоятельно на основе имеющихся у них документов (информации) о таком налогоплательщике в счет уплаты недоимки по соответствующему налогу с наиболее ранней датой ее образования и (или) задолженности по соответствующим пеням, штрафам, процентам.
Положение абзаца первого настоящего пункта применяется в части учета налоговым органом полностью или частично денежных средств, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации в счет уплаты налогоплательщиком налога, если такой учет на дату его осуществления не повлечет возникновения у этого налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога в случае, если ранее исполнение такой обязанности было учтено в соответствии с настоящим пунктом.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику по его запросу в течение пяти дней со дня получения такого запроса по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика об осуществлении в соответствии с настоящим пунктом учета денежных средств, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, в счет уплаты недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам.";
2) статью 45.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 45.1 Единый налоговый платеж
1. Единым налоговым платежом признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, в счет исполнения обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате (перечислению) налога, авансовых платежей по налогу, торгового сбора, сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее в настоящей статье - сборы), страховых взносов и (или) задолженности по пеням, штрафам, а также процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса (далее в настоящей статье - проценты).
2. Перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа может быть произведено за налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации единого налогового платежа, перечисленного за налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
3. Зачет суммы единого налогового платежа осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам), в случае ее отсутствия - в счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам), а в случае их отсутствия - в счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, процентам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Для целей настоящей статьи под предстоящими платежами понимаются платежи в счет исполнения обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов), известной налоговому органу, срок уплаты которых не наступил.
4. Зачет суммы единого налогового платежа в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортному налогу, земельному налогу и (или) налогу на имущество физических лиц осуществляется не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов. Зачет суммы единого налогового платежа в соответствии с настоящим абзацем осуществляется последовательно начиная с налога с наименьшей суммой, а при совпадении размеров подлежащих уплате предстоящих платежей по указанным налогам и сроков их уплаты - пропорционально суммам таких предстоящих платежей, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи.
Зачет суммы единого налогового платежа в счет предстоящих платежей налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по налогу, не указанному в абзаце первом настоящего пункта (авансовому платежу по налогу, сбору, страховым взносам), осуществляется не позднее десяти дней со дня установленного срока уплаты налога (авансового платежа по налогу, сбора, страховых взносов) последовательно начиная с налога (авансового платежа по налогу, сбора, страховых взносов) с наиболее ранним сроком уплаты, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, меньше общей суммы предстоящих платежей по налогам, авансовым платежам по налогам, сбору, страховым взносам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, и совпадают установленные сроки их уплаты, зачет суммы единого налогового платежа осуществляется последовательно начиная с наименьшей суммы налога (авансового платежа по налогу, сбора, страховых взносов), а при совпадении размеров подлежащих уплате предстоящих платежей - пропорционально суммам таких предстоящих платежей.
5. При наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) недоимки по налогу (сбору, страховым взносам) и (или) задолженности по соответствующим пеням, штрафам, процентам зачет суммы единого налогового платежа в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства.
В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), меньше общей суммы недоимки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, зачет суммы единого налогового платежа осуществляется последовательно начиная с недоимки с наиболее ранней датой ее образования.
В случае отсутствия у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) недоимки и (или) обязанности по уплате предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сбору, страховым взносам) зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с наиболее ранней датой ее образования, в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам с наиболее ранней датой ее образования, а в случае отсутствия задолженности по указанным процентам - начиная с задолженности по штрафам с наиболее ранней датой ее образования.
В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, меньше общей суммы недоимки и (или) задолженности и совпадают сроки образования таких недоимки и задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с наименьшей суммы недоимки и (или) задолженности, а при совпадении размеров подлежащих уплате недоимки и (или) задолженности - пропорционально суммам таких недоимки и (или) задолженности, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
6. Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) имеет право на возврат денежных средств, перечисленных им в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Возврат денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на основании решения налогового органа о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, в течение одного месяца со дня получения такого заявления.
Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.
До истечения срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, поручение на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этих денежных средств, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту), за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
8. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных денежных средств.
9. В случае, если предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской
Федерации в качестве единого налогового платежа, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
10. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) о принятом решении о зачете (возврате) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, или решении об отказе в осуществлении такого зачета (возврата) денежных средств в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
11. Перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа, зачет и (или) возврат таких денежных средств, а также уплата налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.";
3) в пункте 9 статьи 58 слова "физического лица" исключить;
4) в пункте 5 статьи 60 слова "физического лица" исключить;
5) в статье 78:
а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и соответствующим штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.";
6) пункт 1.1 признать утратившим силу;
в) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
"5.2. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет единого налогового платежа налогоплательщика производится на основании его письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) при отсутствии у налогоплательщика подлежащих зачету в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по решению налогового органа не позднее 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика.";
г) в абзаце пятом пункта 9 слова "соответствующего вида" и слово "соответствующим" исключить;
6) в статье 79:
а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и соответствующим штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.";
б) абзац второй пункта 1.1 признать утратившим силу;
в) дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
"1.2. Зачет суммы излишне взысканного налога в счет единого налогового платежа налогоплательщика производится на основании его письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) при отсутствии у налогоплательщика подлежащих зачету в соответствии с пунктом 5 статьи 78 настоящего Кодекса недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по решению налогового органа не позднее 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика.";
7) в статье 129.12:
а) в наименовании слова "физического лица" исключить;
б) в абзаце первом слова "физического лица" исключить;
8) в статье 133:
а) в наименовании слова "физического лица" исключить;
б) в абзаце первом слова "физического лица" исключить.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона положения Налогового кодекса Российской Федерации о едином налоговом платеже (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, связанные с единым налоговым платежом физического лица, уплаченным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) обязанностей по уплате налогов, торгового сбора, сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховых взносов (далее - обязательные платежи) и улучшения налогового администрирования.
Законопроектом предусматривается распространение института "единого налогового платежа" на организации и индивидуальных предпринимателей. Плательщикам предоставляется единый способ исполнения своих обязанностей по уплате обязательных платежей с объединением их в единой точке одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
При этом предусматривается признание исполнения обязанности по уплате обязательного платежа с использованием единого налогового платежа со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа либо со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства в качестве единого налогового платежа.
Предполагается возможность аккумулирования в рамках единого налогового платежа сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) обязательных платежей.
Налоговый орган на основе имеющихся у него документов (информации) самостоятельно произведет учет перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в качестве единого налогового платежа в счет исполнения плательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.
В первую очередь суммы единого налогового платежа будут учитываться в счет уплаты имеющейся у плательщика недоимки с наиболее ранней датой возникновения, при ее отсутствии - в счет исполнения обязанности по уплате обязательного платежа с наиболее ранним сроком уплаты, а после - в счет уплаты задолженности по пеням, процентам, штрафам с наиболее ранней датой возникновения.
Предлагаемое регулирование будет способствовать формированию единого сальдо расчетов плательщика с бюджетом (единый налоговый счет) и позволит избежать излишнего начисления пеней и излишних процедур взыскания, фактически приводя данные процедуры к использованию единой суммы, отражающей результат расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и плательщиком.
Реализация положений законопроекта создаст для плательщиков более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, сократит издержки субъектов, участвующих в расчетно-кассовых операциях, и время оформления расчетных документов, а также позволит обеспечить понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое регулирование не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.