ГлавнаяАрхив сайта — 2022
Письмо ФНС от 01.02.22 N ЕА-4-26/1125@

23 февраля 2022

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 01.02.22 N ЕА-4-26/1125@


Вопрос: О проставлении прочерков в счетах-фактурах, а также заполнении счета-фактуры при реализации набора (комплекта) товаров, включающего товар, подлежащий прослеживаемости.


Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Акционерного общества по вопросу о порядке формирования в счетах-фактурах информации о подлежащих прослеживаемости товарах при их реализации в составе наборов (комплектов), сообщает следующее.

Порядок заполнения счетов-фактур, составляемых как на бумажном носителе, так и в электронной форме, определен разделом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2021 N 534 в указанный нормативный акт внесены изменения, обусловленные в том числе введением в законодательство о налогах и сборах требований отражения в счетах-фактурах информации о прослеживаемых товарах (Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ), исключившие из Порядка нормы об обязательном проставлении в незаполняемых графах счета-фактуры прочерков, как это было установлено для большинства граф прежней редакцией Порядка. В частности, в отношении представления информации о прослеживаемых товарах в графах 12, 12а и 13, а также для графы 11 (значение которой формируется или в отношении прослеживаемых товаров, или в отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случае если их таможенное декларирование предусмотрено правом Евразийского экономического союза; подпункты "м", "н", а также "л" пункта 2 Порядка соответственно) нормы вообще не содержат упоминаний о прочерках.

Таким образом, проставление прочерков как в бумажной, так и в электронной форме счета-фактуры, согласно действующим требованиям, не является необходимым для указания на отсутствие тех или иных показателей, в том числе показателей, относящихся к прослеживаемым товарам.

Что касается особенностей составления организациями счетов-фактур в электронной форме, то согласно пункту 8 Порядка показатели, которые не заполняются или в которых в бумажной форме могли бы быть проставлены прочерки, в электронном документе не формируются. Соответственно, в отношении не сформированных в файле обмена элементов формата не может быть предъявлено требование об их визуализации (как в части представления наименований элементов, так и в отношении указания/неуказания прочерков).

Исходя из вышеуказанного при оформлении счетов-фактур в электронной форме, не содержащих информацию о прослеживаемых товарах, не требуется не только проставления прочерков в показателях соответствующих граф (для того, чтобы показать отсутствие данных о прослеживаемости), но и формирования в печатной форме самих граф. Аналогичный подход установлен и для случаев создания бумажных счетов-фактур на товары, не подлежащие прослеживаемости, а также работы, услуги, имущественные права (пункт 2(2) Порядка).

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в запросе речь в основном идет о другой ситуации - о формировании организацией комплектов, включающих в себя прослеживаемую номенклатуру.

В таких случаях необходимо исходить из того, что объединение товаров в набор (комплект), например включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, не является основанием для прекращения прослеживаемости монитора, поскольку не происходит его переработки, изменения его первоначальных физических характеристик, монитор не становится неотъемлемой частью другого имущества. Это означает, что отсутствие в счете-фактуре показателей, специально установленных в отношении прослеживаемых товаров, будет являться нарушением требований актов действующего законодательства в области прослеживаемости.

При этом в настоящее время Порядком не предусмотрено особенностей заполнения графы 1а счета-фактуры, формируемого при реализации набора (комплекта) товаров, включающего в себя товар, подлежащий прослеживаемости. Таким образом, обязанность выделения прослеживаемого товара в составе набора (комплекта) в наименовании товара не установлена. Одновременно отсутствует и запрет такого выделения.

Учитывая изложенное, установленные Порядком требования можно считать исполненными, если при реализации такого рода наборов (комплектов) товаров в графах 11 - 13 счета-фактуры, предназначенных для отражения реквизитов прослеживаемости, такие реквизиты будут сформированы по каждому подлежащему прослеживаемости товару, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке, в наименовании которой указан набор (комплект).

Применительно к предложенному в запросе примеру в счете-фактуре, формируемом в обязательном порядке в электронной форме на основании пункта 1.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, при формировании элемента НаимТов (таблица 5.14 формата, текстовая строка) информация о наличии цветного монитора в составе комплекта может отсутствовать или быть приведена. Однако в любом случае требуется формирование сложного элемента ДопСведТов/СведПрослеж (таблицы 5.14 и 5.16) с представлением в перечисленных в таблице 5.17 показателях данных о характеристиках прослеживаемости в отношении цветного монитора.

Соответственно, при визуализации информации такого электронного счета-фактуры (на экране монитора, в распечатке) значения показателей прослеживаемости в отношении цветного монитора должны присутствовать.

Форма представления показателей счета-фактуры может быть аналогична установленной форме бумажного счета-фактуры. Тогда значения элементов, приведенных в таблице 5.17 формата и сформированных в файле обмена с учетом подпунктов "л" - "н" пункта 2 Правил, должны быть отражены в графах 11 - 13 установленной формы счета-фактуры.

Аналогичный порядок применим и в отношении формирования в электронной форме (подпункт "в" пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров") и последующей визуализации информации универсального передаточного документа при его использовании для оформления операций продажи наборов (комплектов), в состав которых входят прослеживаемые товары.


Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ