ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ПАМЯТКА ЗАСТРАХОВАННЫМ ЛИЦАМ, НЕ ПОЛУЧИВШИМ ПОСОБИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ ПО ВИНЕ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - пособия) возложена на работодателя. Согласно статье 15 Закона N 255-ФЗ страхователь назначает пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. За невыплату пособий работнику законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность работодателя. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в случае невыплаты страхователем заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Таким образом, в случае невыплаты пособий граждане вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателям соответствующих мер ответственности. Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в следующих случаях: прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями; невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. Таким образом, в случае если работодатель не выплатил застрахованному лицу пособия в связи с указанными обстоятельствами, то это застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган Фонда по месту регистрации работодателя в качестве страхователя с заявлением о назначении и выплате соответствующего пособия. Перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий, установлен статьей 13 Закона N 255-ФЗ. Такими документами являются: - при назначении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам: а) заявление о выплате соответствующего пособия; б) листок нетрудоспособности, установленной формы <*>; в) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме <*>. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке; г) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме <*>, в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которого должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам; д) документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 91. - при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком: а) заявление о выплате пособия; б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; в) свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия; г) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие; д) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме <*>. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке; е) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме <*>, в случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которой должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам. ж) сведения о неполучении пособия в органах социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери ребенка (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка, в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования. Территориальные органы Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ. Вместе с тем, если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, то это застрахованное лицо вправе представить такие документы (сведения) в территориальный орган Фонда по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении и выплате застрахованному лицу соответствующего вида пособия. В случае, если основания для выплаты пособий застрахованному лицу территориальным органом Фонда, установленные частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, документально не подтверждены, и при этом возможность получения указанных сведений исчерпана как застрахованным лицом, так и территориальным органом Фонда, то указанный территориальный орган Фонда не вправе производить назначение и выплату пособий этому застрахованному лицу. Вместе с тем, указанные обстоятельства не лишают застрахованное лицо возможности обратиться в суд за установлением юридических фактов прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособий застрахованному лицу. Вместе с тем, на практике в Фонд поступают многочисленные обращения по вопросу выплаты пособий территориальными органами Фонда в случае "исчезновения" организации - работодателя. Основная проблема по реализации застрахованными лицами прав на получение по месту работы пособий в таких ситуациях связана с тем, что на момент наступления страховых случаев организации не ведут финансово-хозяйственную деятельность, и невозможно установить местонахождение ни самих организаций, ни принадлежащего им имущества. По этой причине остаются без исполнения и судебные решения о взыскании с таких организаций сумм невыплаченных пособий в пользу физических лиц. Выплата пособий в указанных ситуациях территориальными органами Фонда действующим законодательством не предусмотрена. В целях урегулирования подобных ситуаций Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект). Указанный законопроект предусматривает реализацию прав застрахованных лиц на получение пособий через территориальный орган Фонда при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу в связи с невозможностью установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание. |