МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17.10.13 N 03-02-08/43377
Вопрос: Пунктом 1 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, требование о предоставлении документов может быть направлено налогоплательщику почтой при условии, если его невозможно было вручить иными способами.
Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) представил налоговые декларации в налоговый орган по месту учета посредством телекоммуникационных каналов связи через оператора электронного документооборота. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган направил требование о представлении документов в адрес ИП по почте заказным письмом. При этом указанное требование о представлении документов не было направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
ИП не получил указанное требование по почте заказным письмом по техническим причинам. Соответственно, ИП не представил первичные учетные документы в рамках выездной налоговой проверки.
В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно арбитражной практике налоговый орган прежде должен отправить требование о представлении документов в электронном виде. Если налогоплательщик в течение одного рабочего дня не отреагировал на электронное требование, налоговый орган высылает требование по истечении шести дней с момента отправки (Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2012 N А40-130298/11-75-522).
Допускается ли привлечение ИП к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если ИП не получил требование о представлении документов по почте и налоговый орган прежде не направил требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
Допускается ли привлечение индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если в требовании о представлении документов не указаны даты, номера и количество истребуемых документов?
С возражениями на акт выездной налоговой проверки будут представлены копии книги покупок, книги продаж, книги учета доходов и расходов ИП, но копии первичных учетных документов (счета-фактуры, накладные) не будут представлены, так как требование о представлении документов ИП не получил. На основании чего будет рассчитываться штраф при привлечении ИП к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В силу ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (налогового агент, иных лиц), за которое Кодексом установлена ответственность.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 Кодекса).
Абзацами 2 и 3 п. 1 действующей ст. 93 Кодекса предусмотрено, что в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 Кодекса.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
На индивидуального предпринимателя, среднесписочная численность работников которого не превышает 100 человек, не возложена обязанность представлять налоговые декларации в электронной форме, поэтому налоговые органа не обязаны передавать этому индивидуальному предпринимателю требование о представлении документов в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ налоговый орган был вправе передавать требование о представлении документов лично под расписку или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Направление требования о представлении документов по почте заказным письмом предусматривалось только в случае невозможности передачи такого требования физическому лицу (представителю) лично под расписку или в электронной форме телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с формой требования о представлении документов (информации), утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, в требовании указываются наименование документа, период, к которому он относится, а при наличии также указываются реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов.
Статьей 93 Кодекса не предусматривается указание в требовании налогового органа о представлении документов (информации) наименований и реквизитов истребуемых документов.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 15333/07 отмечено, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.
Информацию по вопросу об исчислении суммы штрафа на основании ст. 126 Кодекса при совершении конкретного правонарушения можно получить у налогового органа, которым принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной указанной статьей.