29.04.16
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29.03.13 N 15-03-11/08-3737
О РАБОТЕ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СТРАХОВАТЕЛЕЙ И БАНКОВ
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В целях активизации работы Государственных учреждений - региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации по привлечению должностных лиц страхователей и банков к административной ответственности в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) направляет для использования в работе примерные формы Протокола об административном правонарушении (Приложение N 1), Извещения о вызове должностного лица для составления протокола об административном правонарушении (Приложение N 2), Журнала учета протоколов об административных правонарушениях (Приложение N 3), и разъясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) территориальные органы Фонда наделены полномочиями привлекать должностных лиц страхователей к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в соответствии с КоАП.
В настоящее время главой 15 КоАП предусмотрены 3 статьи, содержащие 7 составов административных правонарушений, связанных с деятельностью государственных внебюджетных фондов и уплатой страховых взносов. В частности, вышеуказанной главой предусмотрена административная ответственность должностных лиц страхователей и банков за:
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов в размере от пятисот до одной тысячи рублей (статья 15.32);
- нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке в размере от тысячи до двух тысяч рублей (часть 1 статьи 15.33);
- нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере от трехсот до пятисот рублей (часть 2 статьи 15.33);
- непредставление в срок документов и/или иных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере от трехсот до пятисот рублей (часть 3 статьи 15.33);
- непредставление в срок документов и/или иных сведений для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере от трехсот до пятисот рублей (часть 4 статьи 15.33).
Также в соответствии с частью 2 статьи 15.10 КоАП нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет Фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Должностные лица на основании статьи 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно нормам указанной статьи должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 5 статьи 28.3 КоАП на должностных лиц территориальных органов Фонда (далее - должностное лицо Фонда) возложена обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях в области социального страхования.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Фонда от 21.07.2011 N 327 "Об утверждении перечня должностных лиц Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом Фонда, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Такими поводами являются:
- непосредственное установление должностным лицом Фонда факта административного правонарушения (в ходе проведения камеральной или выездной проверки страхователей, а также проверки банков);
- поступившие материалы, указывающие на наличие административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении (далее - Протокол) составляется должностным лицом Фонда немедленно после выявления совершения административного правонарушения (статья 28.5 КоАП).
В случае если должностному лицу Фонда для составления Протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела, либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, Протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего Протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и др.), место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения (часть 2 статьи 28.2 КоАП).
Согласно статье 28.2 КоАП орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении Протокола.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении Протокола обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП (аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 года (вопрос N 18)).
КоАП не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, территориальный орган Фонда должен уведомить должностное лицо, в отношении которого будет составляться Протокол, путем направления ему Извещения о вызове должностного лица для составления Протокола об административном правонарушении (Приложение N 2).
Должностное лицо Фонда при составлении протокола разъясняет лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его права и обязанности, предусмотренные статьей 24.2 и главой 25 КоАП, о чем делается запись в протоколе.
После составления Протокола лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с Протоколом, а также представления письменных объяснений и замечаний по содержанию Протокола, которые прилагаются к Протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом Фонда, его составившим, и лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Копия Протокола вручается под расписку указанному лицу.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, от подписания Протокола в Протоколе делается соответствующая запись.
Вместе с тем, отказ от подписания Протокола лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, впоследствии не является препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, подлежащих привлечению к административной ответственности, если они извещены в установленном порядке, Протокол составляется в их отсутствие. Копия Протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 5 статьи 28.2 КоАП).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия Протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП).
Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области социального страхования относится к компетенции мировых судей.
В соответствии со статьями 28.8 и 29.5 КоАП территориальный орган Фонда в течение трех суток с момента составления Протокола направляет его по месту совершения административного правонарушения мировому судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
В случае если Протокол составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП, недостатки Протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Протокол направляется мировому судье сопроводительным письмом, в котором указывается:
- фамилия, имя, отчество судьи;
- номер Протокола, место его составления и должностное лицо Фонда, составившее Протокол;
- сведения о должностном лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- статья КоАП, в соответствии с которой должностное лицо привлекается к ответственности;
- перечень документов, направляемых вместе с Протоколом.
Сопроводительное письмо составляется должностным лицом Фонда, составившим Протокол, и подписывается руководителем территориального органа Фонда или его заместителем.
Территориальные органы Фонда ведут учет составленных Протоколов.
Регистрация Протоколов производится в "Журнале учета протоколов об административных правонарушениях" (Приложение N 3), страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью территориального органа Фонда (филиала территориального органа Фонда).
Также обращаем внимание, что в ходе экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в Фонде и его региональных отделениях, указано на недостаточно активную работу региональных отделений Фонда по привлечению к административной ответственности должностных лиц страхователей, совершивших правонарушения.
Учитывая изложенное, Государственным учреждениям - региональным отделениям Фонда необходимо усилить вышеуказанную работу.