11.10.16
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2007, N 17, ст. 1930; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6957; 2013, N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) следующие изменения:
1) часть первую статьи 133 после слов "величины прожиточного минимума трудоспособного населения." дополнить предложением следующего содержания:
"Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый настоящей статьей и применяемый для регулирования оплаты труда, выражается в виде минимального допустимого почасового размера оплаты труда. Установление повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям регулируется соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.";
2) статью 134 изложить в следующей редакции:
"Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции, положенного в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции, положенного в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.";
3) часть первую статьи 135 после слов "оплаты труда" дополнить предложением следующего содержания:
"Системы оплаты труда не могут устанавливать более низкий размер оплаты труда, чем определяемый исходя из минимально допустимого почасового размера оплаты труда, устанавливаемого в соответствии с нормами действующего законодательства.".
4) статью 421 признать утратившей силу.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, Ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. ЗОЮ; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2017 года в сумме 100 рублей за один час.
Минимальный почасовой размер оплаты труда применяется для исчисления оплаты труда работника. Применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за прошлый квартал. В случае уменьшения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по сравнению с прошлым кварталом, минимальный размер оплаты | труда не может быть уменьшен.";
2) в статье 2 после слова "минимальный" дополнить словом "почасовой";
3) в статье 3 слова "регулирования оплаты труда и"- исключить.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Проектом настоящего федерального закона предлагается качественно иной подход в регулировании порядка оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда. Законопроектом предлагается установить минимальную почасовую оплату труда в размере 100 рублей в час. Установление повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям регулируется соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом вышеуказанный почасовой минимальный размер оплаты труда применяется только для исчисления оплаты труда работника. Применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается. В частности, при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования будет применяться ежемесячный минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, с целью недопустимости нивелирования предоставляемых настоящим проектом федерального закона гарантий работникам устанавливается обязанность работодателей по ежегодной индексации заработных плат работников в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Стоит отметить, что доля внутреннего валового продукта в Российской Федерации, приходящаяся на заработную плату, составляет 25 процентов, тогда как в некоторых странах, например, Франция, Швеция, Германия этот показатель достигает 35-55 процентов. Данный фактор негативно влияет на экономическую активность населения и состояние экономики в целом, не позволяя поддерживать потребительский спрос на должном уровне.
Что касается конкретных минимальных размеров оплаты труда в различных странах, то в ряде случаев они в разы превышают установленный в настоящий момент минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (6 204 рубля). Говоря о международных стандартах оплаты труда, стоит упомянуть, что Международным бюро труда было установлено, что минимальный размер почасовой оплаты труда не может быть менее трех долларов США.
Так, например, в Германии, Хорватии, Словении, Испании уровень оплаты труда варьируется от 5 до 18,7 евро в час. В США, Канаде, Австралии, Японии также уже давно труд оценивают по отработанным часам.
По данным Евростата, несмотря на финансовый кризис, средняя почасовая оплата труда в ЕС с 2008 по 2012 год выросла на 8,6 процентов. Самый высокий уровень оплаты труда в 2013 году был зафиксирован в Швеции (39 евро в час) и Дании (38,1 евро в час), самый низкий показатель из европейских стран - в Болгарии (3,7 евро) и Румынии (4,4 евро). В среднем же стоимость одного часа труда в странах ЕС составляет 23,1 евро, а в странах еврозоны - 27,6 евро. В США минимальная почасовая оплата труда удерживается на уровне 7 долларов (в 13 штатах утвержден более высокий уровень - 8,5 доллара). Еще в 2013 году среднестатистическая ставка почасовой оплаты в Соединенных Штатах выросла до 24,01 доллара.
Индексация заработной платы согласно действующему трудовому законодательству является одной из основных гарантий работника, позволяющей рассчитывать последнему на реальное увеличение его денежного содержания. В связи с этим второй новеллой законопроекта является установление обязанности работодателя по ежегодной индексации заработной платы работникам в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Предлагаемые законопроектом меры являются обоснованными и призваны устранить действующую несправедливость в отношении граждан, более 20 миллионов которых уже находятся за чертой бедности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации'*, вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым и другими
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2017 г. почасовой минимальный размер оплаты труда в сумме 100 рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается установление повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям, которое будет регулироваться соответствующим, постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем из законопроекта и пояснительной записки к нему не ясно, о каких повышающих коэффициентах идет речь.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом. Таким образом, законопроектом создается неопределенность в правовом регулировании соответствующих отношений.
Следует отметить, что календарные месяцы различаются по фонду рабочего времени. Следовательно, работник, которому установлена часовая тарифная ставка, будет ежемесячно получать разный размер заработной платы в зависимости от числа отработанных часов в течение календарного месяца. Если же работнику установлен размер месячной тарифной ставки или оклад, то сумма выплаты не будет зависеть от числа рабочих часов в календарном месяце, но при этом ежемесячно будет меняться стоимость часа его рабочего времени. С учетом того, что в Российской Федерации в основном заключаются трудовые договоры на неопределенный срок и распространены месячные тарифные ставки и оклады, в том числе для низкооплачиваемых работников, в настоящее время более рационально применять минимальный месячный размер оплаты труда.
Также законопроектом предлагается ввести два разных минимальных размера оплаты труда, один, как указано выше, - для исчисления оплаты труда работника (почасовой), и второй - для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, для иных целей обязательного социального страхования (не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Изменения, предлагаемые законопроектом, повлекут, в частности, изменение размеров страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что является предметом регулирования Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно статье I2 которого указанное обязательное социальное страхование направленно на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая.
При этом ни пояснительная записка, ни финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержат каких-либо статистических и количественных данных о получателях страхового обеспечения, а также расчетов экономических последствий внесения указанных выше изменений.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.