15.08.17
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 08.08.17 N 03-07-14/50620
Вопрос: О ведении раздельного учета в целях НДС и налога на прибыль при осуществлении как облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций.
Ответ: В связи с письмом по вопросам ведения раздельного учета в целях применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании пункта 4 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если налогоплательщиком налога на добавленную стоимость осуществляются операции, освобождаемые от налогообложения, и операции, подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций для целей раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, не подлежащих и подлежащих вычету.
Кроме того, обязанность ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, предусмотрена пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо зачитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.
На основании абзаца седьмого пункта 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик вправе не применять положения о ведении раздельного учета налога на добавленную стоимость при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых этим налогом операций и принимать к вычету все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, в налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, в случае если в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, то налогоплательщик, осуществляющий операции, как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемые этим налогом, обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном вышеуказанными пунктами 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то раздельный учет по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для операций, как подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению данным налогом, нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" не предусмотрен.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.