::  ГлавнаяАрхив сайта — 2018 г.
>  Проект Федерального закона N 497452-7

27.06.18

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона
"О бухгалтерском учете"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N50, ст. 7344; 2013, N30, ст. 4084; N51, ст. 6677; 2018, N 1, ст. 65) следующие изменения:

1) в статье 13:

а) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

"7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.";

б) в части 8 слова "экземпляра на бумажном носителе" исключить;

2) в статье 18:

а) в части 1 слова "орган государственной статистики по месту государственной регистрации" заменить словами "налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта";

б) части 2-4 изложить в следующей редакции:

"2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в указанном государственном информационном ресурсе, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен, а также случаев и лиц, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

в) дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:

"5. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

2. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона):

а) субъектами малого предпринимательства - начиная с отчетности за 2020 год;

б) иными экономическими субъектами - начиная с отчетности за 2019 год.

3. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона), субъектами малого предпринимательства в виде электронного документа или на бумажном носителе.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - законопроект) подготовлен на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Основными целями законопроекта являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы.

Так, согласно статье 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательные экземпляры годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в органы государственной статистики для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность представления налогоплателыциками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы. Иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы, органы надзора (в частности, федеральными законами "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "О кредитной кооперации", Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, дублированию функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней должны представляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивать доступ к указанному информационному ресурсу для иных государственных органов и заинтересованных лиц.

Законопроект также предусматривает, что представление экономическим субъектом обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в виде электронного документа.

Большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год в органы государственной статистики в электронной форме представили 79% малых предприятий. Для остальных экономических субъектов переход на представление отчетности в электронной форме не потребует значительных затрат. По экспертной оценке, такие затраты могут составить около 850 руб. ежегодно в случае представления отчетности через уполномоченного представителя (включая ввод данных с бумажного носителя в электронную форму и направление в налоговый орган по установленному формату). Эти затраты в полной мере будут компенсироваться исключением административной нагрузки на экономические субъекты и их затрат, связанных с представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики. Кроме того, такой способ представления бухгалтерской (финансовой) отчетности имеет ряд существенных преимуществ для экономических субъектов, в том числе снижение затрат времени на подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращение количества технических ошибок, подтверждение доставки отчетности. При этом для субъектов малого предпринимательства в отношении представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа законопроектом предусматривается переходный период: для них такое требование планируется ввести в действие начиная с годовой отчетности за 2020 год.

Принятие законопроекта будет содействовать снижению административной нагрузки на экономические субъекты при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, совершенствованию порядка формирования и администрирования

общедоступного государственного информационного ресурса такой отчетности, повышению деловой культуры и дисциплины представления отчетности экономических субъектов и, в целом, - формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности и улучшению делового климата.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.



  

^В начало^