07.07.20
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23.06.20 N 03-07-11/54312
Вопрос: Об НДС при реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи, а также об отмене ЕНВД с 01.01.2021.
Ответ: В связи с повторным обращением, зарегистрированным в Минфине России 25 мая 2020 г., по вопросам установления особого порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации автомобилей, а также продления действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - система налогообложения в виде ЕНВД) Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Пунктом 5.1 статьи 154 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС) для перепродажи, в соответствии с которым налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения указанных автомобилей. При этом на основании пункта 4 статьи 164 Кодекса исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по указанным операциям, осуществляется расчетным методом с применением налоговой ставки в размере 20/120.
Установление данного порядка определения налоговой базы и исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в отношении операций по реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у юридических лиц, то есть особого порядка определения налоговой базы по НДС (с межценовой разницы) при перепродаже автомобилей, приобретенных не только у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, но и у юридических лиц, по общему правилу являющихся налогоплательщиками НДС, представляется неоправданным.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 171 Кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи, подлежат вычету.
Таким образом, в случае установления порядка определения налоговой базы по НДС, предусмотренного вышеуказанным пунктом 5.1 статьи 154 Кодекса, в отношении автомобилей, приобретенных для перепродажи у лиц, являющихся налогоплательщиками НДС, перепродавцы указанных товаров будут не только уплачивать НДС с межценовой разницы с применением расчетной налоговой ставки, но и на всех стадиях перепродажи принимать к вычету суммы НДС, предъявленные при их приобретении.
В связи с этим принятие данного предложения приведет к потерям доходов федерального бюджета и по существу будет являться субсидированием налогоплательщиков НДС, осуществляющих операции по перепродаже автомобилей.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а также учитывая дефицит федерального бюджета в сложившихся обстоятельствах в 2020 году, вышеуказанное предложение без определения источников компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не может быть поддержано.
Что касается продления действия системы налогообложения в виде ЕНВД, то в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
Вместе с тем сообщается, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Правительстве Российской Федерации обсуждалось предложение о продлении действия системы налогообложения в виде ЕНВД после 1 января 2021 года, которое не было поддержано.