> Предприниматель находится на УСНО, но есть производство, и он частично продает материал. Нужен ли кассовый аппарат?
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) не увязывает между собой принятые системы налогообложения и обязанность по применению налогоплательщиками ККТ.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона в случаях продажи товаров применение ККТ продавцом товара обязательно.
> Как при оплате товара наличными деньгами, поступление которых зафиксировано ККМ, идентифицировать расчеты с конкретным покупателем?
Необходимо приобрести соответствующую модель ККТ, технические возможности которой позволяют идентифицировать расчеты с конкретным покупателем.
> Что такое обустроенное торговое место, в котором должна применяться ККТ?
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров..." под обустроенным торговым местом понимаются необходимые помещения, оборудование и инвентарь, обеспечивающие в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
> Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы ККТ в случае смены фамилии индивидуальным предпринимателем? В какие из следующих документов должны быть внесены изменения: карточка регистрации ККТ, паспорт версии ККТ, дополнительный лист к паспорту ККТ, книга кассира-операциониста? На основании какого документа центр технического обслуживания имеет право перепрограммировать ККТ для изменения фамилии?
В случае изменения фамилии индивидуальным предпринимателем изменения вносятся в карточку регистрации и в фискальную память ККТ в обязательном порядке на основании исправленного регистрационного документа, выдаваемого налоговым органом индивидуальному предпринимателю как налогоплательщику.
Перепрограммирование ККТ производится мастером ЦТО на основании заключенного с ЦТО договора.
> Будет ли предоставлен социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, если имеется квитанция, подтверждающая оплату обучения, а кассового чека нет?
. При наличии квитанции, подтверждающей оплату обучения, но при отсутствии кассового чека, скорее всего, вычет по налогу на доходы физических лиц налоговым органом предоставлен не будет, но в каждом конкретном случае при наличии убедительных вещественных доказательств налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц может быть предоставлен.
> Можно ли составить протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица в его отсутствие, если присутствует представитель с нотариально заверенной доверенностью?
Согласно п. 2 ст. 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители, а законными представителями юридического лица согласно п. 2 ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В этой связи составить протокол об административном правонарушении законодательства о ККТ в отношении должностного лица (в данном случае физического лица) в его отсутствие не представляется возможным.
> Какой срок установлен для хранения контрольно-кассовых лент? В каком порядке они должны храниться?
Срок хранения контрольно-кассовых лент, как для первичных учетных документов, - 5 лет. Условия хранения контрольно-кассовых лент должны обеспечивать их сохранность.
> Нарушает ли покупатель (организация, индивидуальный предприниматель) Федеральный закон N 54-ФЗ, если не получает от продавца кассовый чек?
Ответственность за нарушение Федерального закона N 54-ФЗ несет только продавец. Но при этом необходимо иметь в виду, что при отсутствии кассового чека у покупателя (организации или индивидуального предпринимателя) налоговый орган может не согласиться с отнесением произведенных затрат на себестоимость.
> Как часто нужно снимать показания фискального отчета с ККТ?
Данные фискального отчета являются конфиденциальными, и необходимость снятия фискального отчета определяется либо налогоплательщиком, либо налоговым органом в каждом конкретном случае.
> Является ли продажа товаров в кредит услугой для населения? Должна ли использоваться ККТ при возврате суммы кредита и процентов по нему?
Продажа товаров в кредит в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ является частным случаем продажи товаров. Любые денежные расчеты, связанные с реализацией товаров, должны осуществляться с обязательным применением ККТ.
> Являются ли товаром для организации реализуемые основные средства и нужно ли использовать ККТ при получении оплаты за них?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Таким образом, реализация организацией за наличный расчет выбывших из эксплуатации основных средств является продажей товаров. Полученные от реализации денежные средства являются выручкой организации, а для подтверждения поступления наличных денежных средств в кассу организации должна применяться ККТ.
В этой связи операции по реализации выбывших из эксплуатации основных средств независимо от того, кому производится их продажа (организациям, индивидуальным предпринимателям или населению), должна осуществляться с обязательным применением ККТ.
> Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за то, что кассовый чек пробит не на всю сумму поступивших наличных денег?
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, налоговые органы Российской Федерации, опираясь на нормы Федерального закона N 54-ФЗ, могут применять меры административного воздействия, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ, только в отношении налогоплательщиков, не применяющих ККТ.
В этом же постановлении дан перечень нарушений, невыполнение которых отнесено к указанному виду нарушения, в том числе пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
> Каким образом должна применять ККТ организация, сотрудники которой выполняют работы и оказывают услуги вне места ее нахождения и принимают за это оплату?
В этом случае сотрудникам такой организации нужно применять портативную (карманную) ККТ, зарегистрированную налоговым органом, с указанием адреса места установки в карточке регистрации ККТ и почтового адреса офиса организации.
> Имеют ли право налоговые органы самостоятельно проводить проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций?
Право проводить указанные проверки и рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено налоговым органам ст. 23.5 КоАП РФ.<
> Могут ли быть применены штрафные санкции к организации-покупателю, если ее подотчетное лицо приобрело товарно-материальные ценности и продавец не выдал кассовый чек, а только выписал квитанцию к приходному кассовому ордеру?
. Оснований для предъявления штрафных санкций к организации-покупателю в случае отсутствия кассового чека нет, однако в случае наличия только одной квитанции к приходному кассовому ордеру налоговый инспектор может не принять к зачету произведенные затраты.
> В каком порядке будут применены штрафные санкции к юридическому лицу, если нарушения законодательства о ККТ были обнаружены в нескольких торговых точках, принадлежащих этому лицу, в один день?
В соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Но если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
> Имеются ли смягчающие обстоятельства при принятии решения о наложении штрафных санкций за неприменение ККТ, за использование неисправной ККТ?
Перечень смягчающих обстоятельств при принятии решения о наложении штрафных санкций определен ст. 4.2 КоАП РФ, и он никак не привязан к конкретному виду административного правонарушения.
> Какая ответственность предусмотрена за применение ККТ, не поставленной на учет в налоговых органах?
За применение ККТ, не поставленной на учет в налоговых органах, согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, наступает административная ответственность как за неприменение ККТ.
> Какую ответственность несет продавец (кассир), если он не пробьет кассовый чек?
Продавец (кассир), если он не пробьет кассовый чек, несет административную ответственность в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ как гражданин. В этом случае размер административного штрафа составит от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ = 100 руб.).
> Что понимается под неприменением ККТ? Какая ответственность предусмотрена за неприменение данной техники?
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, налоговые органы Российской Федерации, опираясь на нормы Федерального закона N 54-ФЗ, могут применять меры административного воздействия, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ только в отношении налогоплательщиков, не применяющих ККТ. В этом же постановлении дан перечень нарушений из шести требований, невыполнение которых отнесено к указанному виду нарушения:
- фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, что свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);
- пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
> Где ККТ должна быть поставлена на учет: по месту регистрации налогоплательщика (организации, индивидуального предпринимателя) или по месту осуществления его деятельности?
ККТ ставится на учет в том налоговом органе, в котором владелец ККТ стоит на налоговом учете.
> Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы при изменении адреса установки ККТ?
Нужно, в обязательном порядке.
> Нужно ли в случае временного прекращения применения ККТ снимать ее с учета в налоговых органах?
> Кто должен осуществить перерегистрацию ККТ при сдаче ее в аренду: арендатор или арендодатель? Нужно ли перерегистрировать ККТ при смене ее собственника или владельца?
При сдаче ККТ в аренду снятие ККТ с учета в налоговом органе осуществляет владелец ККТ, т.е. арендодатель, а постановку на учет в том же или другом налоговом органе осуществляет новый налогоплательщик, т.е. арендатор.
> В каком порядке осуществляются постановка на учет и снятие с учета ККТ в налоговых органах? Какие документы необходимо представить в налоговые органы для постановки на учет и снятия с учета ККТ? В какой срок ККТ должна быть поставлена на учет в налоговом органе? В каком порядке осуществляется постановка на учет ККТ, бывшей в употреблении?
В настоящее время налоговые органы Российской Федерации при регистрации и постановке на учет ККТ обязаны руководствоваться в части, не противоречащей Федеральному закону N 54-ФЗ, следующими нормативными актами:
- приказом ГНС России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах";
- письмом МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232 "О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий".
В этой связи для регистрации или снятия ККТ как для новой, так и для бывшей в эксплуатации, в налоговый орган необходимо представить следующие документы:
- копию свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе;
- документ, удостоверяющий личность налогоплательщика или его представителя с доверенностью, оформленной в установленном порядке;
- заявление налогоплательщика по установленной форме (бланк заявления выдает налоговый орган), при снятии ККТ с учета заявление пишется в произвольной форме;
- паспорт (формуляр) на ККТ;
- журнал кассира-операциониста установленной формы прошитый, пронумерованный, с подписями руководителя и главного бухгалтера, заверенными печатью налогоплательщика;
- фискальный отчет на день регистрации, а для ККТ, бывших в употреблении, - фискальный отчет за период эксплуатации ККТ у бывшего владельца ККТ и его последний сменный отчет (Z-отчет);
- в случае снятия ККТ с учета дополнительно представляется карточка регистрации ККТ, ранее выданная налогоплательщику налоговым органом.
Налоговый орган после проверки достоверности представленных данных, но не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ. Регистрация и снятие ККТ с учета производятся путем внесения сведений о ККТ и налогоплательщике в учетные регистры налогового органа.
> Я - школьный психолог. Получила удостоверение МП для ведения частных консультаций. Ожидаемое количество клиентов - максимум 20-30 человек в месяц. Возможно ли при расчетах за оказанные услуги применять БСО или обязательно применение ККМ?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Также в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.
Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До принятия соответствующих актов Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования применения ККТ и БСО необходимо руководствоваться действующими решениями Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей упомянутому федеральному закону.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению платные услуги по консультациям психологов, Минфином России не утверждались в качестве БСО какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения, и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов).
Дополнительно сообщаем, что федеральный закон не делает исключений по применению ККТ в зависимости от частоты повторяемости торговых операций, выполнения работ или оказания услуг.
> Возможно ли при осуществлении проката видеофильмов на кассетах и DVD не использовать ККМ, а выдавать клиентам БСО?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Также в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.
Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До принятия соответствующих актов Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования применения ККТ и БСО необходимо руководствоваться действующими решениями Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей упомянутому федеральному закону.
Минфин России письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-33 утвердил формы БСО, используемых при оказании бытовых услуг населению.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 при оказании услуг по прокату могут использоваться БСО по формам БО-3, БО-6, БО-9. Порядок использования данных форм бланков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по заполнению и применению форм БСО, применяемых при оказании бытовых услуг.
Таким образом, при оказании услуг по прокату видеокассет и дисков обязательное применение ККМ не требуется при условии выдачи документов строгой отчетности по установленным формам.
> Необходимо ли применять ККТ при реализации непродовольственных товаров в розницу на открытых рынках?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это правило общее, и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Согласно абз. 7 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов).
Также согласно абз. 8 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
> Должны ли частные нотариусы применять ККМ?
Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 03.03.2004 N 04-04-10/04) основным нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность в Российской Федерации, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы). В соответствии с вышеупомянутыми Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия. Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственных конторах, в совершении всех предусмотренных законодательством нотариальных действий.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. В соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон РФ N 2005-1) за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных конторах, взимается государственная пошлина.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2005-1 государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, в том числе и нотариальных, уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы (ПД-4).
Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Платежные поручения на перечисление государственной пошлины, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину. В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины и номер банковского документа. В соответствии со ст. 22 и 35 Основ за совершение нотариальных действий нотариусами, занимающимися частной практикой, взимается плата по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
Согласно ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса, т.е. являются его доходом.
Положения ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются.
Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, должен быть составлен в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором должно быть отражено совершение нотариального действия и размер его тарифа.
Таким первичным учетным документом является реестр регистрации нотариальных действий.
За совершение нотариальных действий нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату (тариф) наличными денежными средствами с обязательным отражением ее в реестре регистрации нотариальных действий.
|