«Скачать» (19 КБ)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 17 мая 2005 г. N ММ-6-03/404@ Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам за I квартал 2005 года. Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов. При принятии решений ссылку на указанные письма не производить.
М.П.МОКРЕЦОВ Приложение к письму ФНС России
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ I. Налог на добавленную стоимость В целях применения пункта 1 статьи 146 НК РФ: Вопрос. Является ли объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая пунктом весового контроля с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам общего пользования? Ответ. Пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не являются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Учитывая, что в соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в их ведении, правовых оснований для непризнания объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость платных услуг, предоставляемых владельцам или пользователям автомобильного транспорта за провоз тяжеловесных грузов при эксплуатации и использовании имущества федеральных автомобильных дорог, не имеется. Статьей 149 Кодекса также не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанных платных услуг. Учитывая изложенное, плата, взимаемая с владельцев или пользователей автомобильного транспорта за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/204/9). Вопрос. Является ли объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операция по безвозмездному распространению продукции СМИ? Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Таким образом, безвозмездное распространение продукции СМИ так же, как распространение продукции СМИ на возмездной основе, признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 31.03.2005 N 03-1-03/474/13). В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ: Вопрос. Объединенное Управление Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (далее - Управление МПР России) выполняет работы по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда). Распространяются ли положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ на операции по выполнению указанных работ? Ответ. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Таким образом, при применении указанного подпункта следует иметь в виду, что положения данной нормы Кодекса применяются при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления. Согласно статье 116 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. На основании пункта 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551, лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством. Согласно пункту 4 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.93 N 155, отвод и таксация лесосек осуществляется работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами. Таким образом, на основании указанного положения выполнение работ по отводу лесосек не является исключительными полномочиями лесхозов. Следовательно, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса на операции по выполнению работ по отводу лесосек (подготовке лесосечного фонда) не распространяются. Учитывая вышеизложенное, указанные операции подлежат налогообложению на общих основаниях (письмо ФНС России от 16.03.2005 N 03-1-03/379/8). В целях применения статьи 148 НК РФ: Вопрос. Иностранная организация предоставляет российской организации по договору лизинга движимое имущество (оборудование - электропогрузчики, штабелеры) во временное владение и пользование, с последующим переходом права собственности. Признается ли местом реализации услуг по договору лизинга территория Российской Федерации и, следовательно, подлежит ли налогообложению данный вид услуг? Ответ. Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, в случае, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение данного подпункта применяется, в том числе, при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств. Следовательно, в том случае, если иностранная организация (лизингодатель), не состоящая на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации, передает движимое имущество (электропогрузчик, штабелер), не относящееся к автотранспортным средствам, во временное владение и использование по договору лизинга, российской организации (лизингополучателю), то местом реализации услуг по договору лизинга признается территория Российской Федерации. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 Кодекса (письмо ФНС России от 17.03.2005 N 03-4-03/391/28). Вопрос. Российская организация (Исполнитель) заключает договоры на проведение работ по организации и проведению сертификационных испытаний продукции железнодорожного транспорта с иностранными заводами - изготовителями, не состоящими на учете в российских налоговых органах (Заказчик). Договором предусмотрено, что оплата работ производится посредством перечисления авансовых платежей. Согласно условиям договора при выполнении указанных работ Исполнитель вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц и при этом производить оплату их услуг самостоятельно. Подлежат ли налогообложению суммы авансовых платежей, полученных в счет выполнения указанных работ от иностранных заказчиков? Когда у российской организации возникает право на вычет сумм налога, уплаченных с сумм авансовых платежей? Ответ. Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, в случае, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг). По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя определяется на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, местонахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, местонахождения постоянного представительства (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя. Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса являются исключениями из данного правила. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4 данного пункта). Поскольку работы по организации и проведению сертификационных испытаний продукции прямо не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, для определения места реализации данных услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 данной статьи Кодекса. Таким образом, местом реализации данных работ, выполняемых для иностранных заказчиков, признается территория Российской Федерации, и, следовательно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, денежные средства, полученные российской организацией в счет предстоящего выполнения работ по организации и проведению сертификационных испытаний продукции для иностранных заказчиков, включаются в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически эти средства получены. При этом пунктом 8 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг), в том числе поставок, произведенных в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Кодекса (письмо ФНС России от 22.03.2005 N 03-4-03/407/28). В целях применения подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ: Вопрос. Организации, осуществляющей несколько видов деятельности, на основании информационного письма органа статистики организации присвоены дополнительные коды в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) 93.04 (физкультурно-оздоровительная деятельность), 85.14.1 (деятельность в области среднего медицинского персонала), 85.12 (деятельность в области врачебной практики). Наряду с этим указанная организация имеет лицензию, выданную Департаментом здравоохранения. На основании этой лицензии организация имеет право на осуществление лечебной физкультуры в рамках доврачебной помощи, а также лечебной физкультуры и спортивной медицины в рамках амбулаторно-поликлинической помощи. Данная организация осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению занятий с населением, по методикам, разработанным в целях оказания медицинской помощи населению без согласования указанных методик с компетентными органами. Занятия по указанной методике сопровождаются посещением сауны, а также проводятся в тренажерном зале, в танцевальных классах, по видам упражнений в рамках проведения: китайской гимнастики, Low, Step, Super Sculpt, Super Sculpt-it-up, Soft Exercises, ABT, BUMS, TNT, TABS, Upper body. Правомерно ли рассматривать указанные выше занятия как освобождаемые от НДС занятия, проводимые в рамках лечебной физкультуры и спортивной медицины, на основании вышеуказанной лицензии, в том случае, если методики проведения перечисленных выше занятий не согласованы с компетентными органами? Ответ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость". В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Кодекса при осуществлении операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Наряду с этим порядок ведения раздельного учета сумм налога, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, предусмотрен пунктом 4 статьи 170 Кодекса. В запросе указано, что налогоплательщик осуществляет деятельность по оказанию платных медицинских услуг населению на основании лицензий, выданных в установленном порядке. Из прилагаемых к запросу лицензий следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление лечебной физкультуры в рамках доврачебной помощи, а также лечебной физкультуры и спортивной медицины в рамках амбулаторно-поликлинической помощи. На основании присвоенных в установленном порядке кодов видов экономической деятельности налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, в том числе врачебную практику, деятельность среднего медицинского персонала, физкультурно-оздоровительную деятельность. Из перечисленных выше видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к деятельности в сфере здравоохранения относится только врачебная практика (код ОКВЭД 85.12) и деятельность среднего медицинского персонала (код ОКВЭД 85.14.1). В соответствии с указанным выше классификатором в рамках врачебной практики оказываются услуги по медицинским консультациям и лечению врачами общего профиля (терапевтами), врачами-специалистами и хирургами в поликлиниках, медпунктах и при оказании помощи на дому, а также частная консультационная деятельность в больницах (к указанному виду деятельности не относится деятельность среднего (парамедицинского) персонала (в том числе физиотерапевтов-техников). Данный вид деятельности в прилагаемых к запросу налогоплательщика лицензиях не указан. В рамках деятельности среднего медицинского персонала оказываются услуги по охране здоровья человека средним (парамедицинским) персоналом, которому предоставлены юридические права по уходу за пациентами, в том числе физиотерапевтами-техниками в лечебных клиниках, частных консультационных кабинетах и других местах. Данный вид деятельности в прилагаемых к запросу налогоплательщика лицензиях указан как осуществление лечебной физкультуры в рамках доврачебной помощи, а также лечебной физкультуры и спортивной медицины в рамках амбулаторно-поликлинической помощи. В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности (код ОКВЭД 93.04), не относящейся на основании вышеуказанного классификатора к деятельности в сфере здравоохранения, оказываются услуги с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, в том числе в рамках деятельности бань и саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры. В упомянутых выше лицензиях отмечено, что лечебная физкультура (осуществляемая в рамках доврачебной помощи) и лечебная физкультура, спортивная медицина (осуществляемая в рамках амбулаторно-поликлинической деятельности) должна осуществляться только в соответствии с методами, утвержденными Минздравом России. Однако в прилагаемых к письму налогоплательщика схемах проводимых занятий по лечебной гимнастике (спортивной медицине), которая на основании лицензии должна осуществляться только в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, указаны также и такие виды гимнастики? как танцевальные классы, Low, Step, Super Sculpt, Super Sculpt-it-up, Soft Exercises, ABT, BUMS, TNT, TABS, Upper body, китайская гимнастика. Вопросы об отнесении указанных видов услуг (указанных видов гимнастических упражнений) к услугам, перечисленным в лицензии, и к методам, утвержденным Минздравом России для осуществления амбулаторно-поликлинической деятельности в целях лечебной физкультуры (спортивной медицины), относятся к компетенции Минздравсоцразвития России. Отнесение иных видов услуг, указанных в прилагаемых к письму налогоплательщика схемах проводимых занятий, к услугам, перечисленным в лицензии, и к методам, утвержденным Минздравом России, также относится к компетенции Минздравсоцразвития России. В прилагаемых схемах проводимых занятий по лечебной гимнастике также указываются занятия в тренажерном зале и посещение сауны. Проведение таких занятий следует рассматривать в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности (письмо ФНС России от 13.01.2005 N 03-1-03/19/13). В целях применения пункта 1 и подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ: Вопрос. Освобождается ли от налогообложения реализация услуг по предоставлению жилых помещений по договорам аренды следующим категориям арендаторов: дипломатам и приравненным к ним лицам; иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации; российским юридическим лицам? С какого периода освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, предусмотренное подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса? Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), предусмотрены статьей 149 Кодекса. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2004 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду). Следовательно, операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость как до 1 января, так и после 1 января 2004 года. Статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Учитывая вышеизложенное, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности юридическим лицам по договору аренды применяется начиная с 1 января 2001 года. При этом необходимо учитывать, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды. В том случае если по условиям договора аренды предусмотрено, что в стоимость арендной платы помимо платы за найм жилья (платы за предоставление жилого помещения) включена стоимость коммунальных или иных услуг, то в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается только плата за найм жилья (плата за предоставление жилого помещения). При этом пунктом 1 статьи 149 Кодекса в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации, предусмотрена специальная норма, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Указанное положение применяется в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Таким образом, данная норма Кодекса применяется только в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации. В случае предоставления арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется и услуги по предоставлению в аренду помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Одновременно обращаем внимание на следующее. В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие операции, подлежащие освобождению, и операции, не подлежащие освобождению, обязаны вести раздельный учет таких операций. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включается. В том случае если налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то данная сумма налога подлежит уплате в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса (письмо ФНС России от 16.03.2005 N 03-4-02/371/28). В целях применения подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ: Вопрос. Банк осуществляет деятельность, связанную с: - оформлением карточки с образцами подписей и оттиском печати в помещении Банка в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 21.06.2003 N 1297 "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати"; - оформлением банком по просьбе клиента платежных поручений и платежных требований; - отправкой документов (выписки о движении денежных средств по счету) клиенту курьерской или обычной почтой; - осуществлением функции агента валютного контроля; - оформлением чековой книжки; - авизованием изменений условий банковской гарантии, приемом, проверкой и отсылкой документов, предгарантийных писем. Облагается ли налогом на добавленную стоимость перечисленная выше деятельность банка? Ответ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации). При этом к числу банковских операций, освобождаемых от налогообложения, в частности, относятся: открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; выдача банковской гарантии и другие операции. Одним из основных документов, представляемых организацией для открытия банковского счета, является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Согласно требованиям Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" карточка с образцами подписей и оттиска печати должна быть заверена. Она заверяется подписью руководителя или заместителя руководителя вышестоящей организации и присвоенной печатью или нотариальной конторой, а в населенных пунктах, где нет нотариальных контор, - сельским, поселковым, районным, городским Советом народных депутатов. Пунктом 10 Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297 "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" предусмотрено, что карточка может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации (филиала) или подразделения расчетной сети Банка России, уполномоченного распорядительным актом кредитной организации (филиала), или подразделения расчетной сети Банка России (далее - уполномоченное лицо). В этом случае Карточка оформляется в помещении кредитной организации в порядке, предусмотренном данными указаниями. В связи с тем, что указанная услуга банков не является специфической банковской операцией по открытию и ведению банковских счетов клиентов, то вознаграждение, взимаемое банком за оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Не относятся к числу вышеперечисленных банковских операций и операции по оформлению банком по просьбе клиента платежных поручений и платежных требований, операции по отправке документов (выписки о движении денежных средств по счету) клиенту курьерской или обычной почтой, а также операции по осуществлению уполномоченными банками функций агента валютного контроля. Поэтому указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Что касается операций по оформлению чековой книжки, то они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку указанные операции связаны с расчетно-кассовым обслуживанием клиента банка. В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (статья 368 ГК РФ). Банковская гарантия в соответствии со статьей 369 ГК РФ обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. В связи с тем, что выдача банковской гарантии относится к банковским операциям, то указанное вознаграждение не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Что касается доходов банка, полученных за осуществление операций по: проверке по просьбе клиента банковской гарантии, не авизованной банком клиента; авизованию изменения условий гарантии, приему, проверке и отсылке документов, предгарантийных писем, то они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 23.03.2005 N 03-1-03/417/7). В целях применения пункта 1 статьи 153 НК РФ: Вопрос. Учетной политикой банка определено, что при исчислении НДС применяется пункт 5 статьи 170 Кодекса, в соответствии с которым банк имеет право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). В мае 2002 года банком были приобретены основные средства, которые в налоговом учете согласно вышеназванной норме Кодекса учитывались без НДС, т.к. НДС был отнесен на расходы единовременно. При этом в бухгалтерском учете стоимость указанных основных средств была увеличена на сумму НДС, уплаченную при их приобретении. Может ли банк при реализации данных основных средств для исчисления налоговой базы применить пункт 3 статьи 154 Кодекса? Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Пунктом 2 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. При этом указанные суммы налога включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль по мере включения в расходы стоимости этих товаров (работ, услуг). Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Учитывая изложенное и поскольку основные средства, приобретенные банком до введения в действие главы 25 Кодекса и отражаемые по счетам бухгалтерского учета с учетом сумм налога на добавленную стоимость, в налоговом учете также учитываются с учетом налога, то при реализации таких основных средств налоговая база определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса. В случае если основные средства приобретены банком после введения в действие главы 25 Кодекса и банк исчисляет суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, то суммы этого налога, предъявленные банку при приобретении амортизируемого имущества, при исчислении налога на прибыль не увеличивают стоимость этого амортизируемого имущества, а относятся на расходы банка, связанные с производством и реализацией банковских операций и сделок, единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию при условии использования указанных основных средств для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. В этой связи налоговая база при реализации основных средств, учитываемых в налоговом учете без налога на добавленную стоимость, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса. При реализации таких основных средств применение пункта 3 статьи 154 Кодекса неправомерно (письмо ФНС России от 16.03.2005 N 03-1-03/373/10). В целях применения пункта 3 статьи 161 НК РФ: Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие (МУП), являясь балансодержателем муниципального недвижимого имущества (помещения), сдает его в аренду организации. Должна ли организация-арендатор перечислять арендную плату с НДС балансодержателю - муниципальному унитарному предприятию или организации-арендатору следует перечислить арендую плату балансодержателю - муниципальному унитарному предприятию, а сумму налога (НДС) - в бюджет? Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. По договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем - унитарным предприятием (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляют балансодержатели - унитарные предприятия. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость. Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества, который, являясь налогоплательщиком-арендодателем, производит в общеустановленном порядке исчисление и уплату НДС в бюджет (письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13). Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие владеет муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и сдает неиспользуемые площади данного имущества в аренду. При этом данное предприятие применяет упрощенную систему налогообложения. Является ли МУП плательщиком налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду муниципального имущества? Ответ. В соответствии со статьей 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (кроме перечисленных в пункте 2 статьи 146 Кодекса), в том числе оказание услуг по сдаче в аренду имущества, облагаются налогом на добавленную стоимость. На основании статьи 143 Кодекса организации являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Таким образом, при оказании услуг по сдаче в аренду имущества организация-арендодатель, являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, должна исчислять, предъявлять арендатору имущества и уплачивать данный налог в общеустановленном порядке. Пунктом 3 статьи 161 Кодекса определено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Таким образом, обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 3 статьи 161 Кодекса, возникают у тех лиц, которые арендуют указанное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, то есть когда арендодателем выступает орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления. В случае оказания лицом, не относящимся к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, услуг по сдаче в аренду вышеуказанного имущества от своего имени у арендатора имущества обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 Кодекса, не возникает. Как следует из запроса, муниципальное унитарное предприятие владеет муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и от своего имени оказывает услуги по сдаче в аренду имущества. Таким образом, налогообложение данных услуг по сдаче в аренду имущества производится в общеустановленном порядке, и у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по такой операции. Учитывая, что названные услуги по сдаче имущества в аренду оказываются организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, они не должны облагаться налогом на добавленную стоимость. Изложенная позиция не противоречит Определению Конституционного Суда от 02.10.2003 N 384-О и позиции Минфина России, изложенной в письме от 10.06.2004 N 03-03-11/92. Одновременно сообщаем, что в том случае если организация, не являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость, выставила покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то данная сумма налога подлежит уплате в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса. При этом у покупателя право на вычет суммы налога по указанному счету-фактуре не возникает, поскольку данный счет-фактура выставлен с нарушением порядка, установленного подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 Кодекса (письмо от 14.02.2005 N 03-4-03/202/30). В целях применения статьи 169 НК РФ: Вопрос. Организация по приобретаемым товарам (работам, услугам) имеет счета-фактуры, оформленные поставщиками в электронном виде и заверенные электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации. Возможно ли применить налоговый вычет по сумме налога, предъявленной поставщиком и уплаченной покупателем по принятым к учету товарам (работам, услугам) при наличии указанных счетов-фактур поставщиков? Ответ. Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме; под электронной цифровой подписью - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (в настоящее время Федеральный закон "Об электронном документе" не принят). Согласно пункту 2 статьи 1 действие указанного Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Налоговые правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщикам в соответствии с Кодексом предоставлено право представления в электронном виде только налоговой декларации по установленной форме в налоговый орган по месту своего учета в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статья 80 Кодекса). При этом Кодексом не предоставлено налогоплательщику право выставления в электронном виде счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. При этом счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. В частности, пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности использования электронно-цифровых или факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации. Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения. В связи с изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком в электронном виде и заверенного электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации (письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/210/11). Вопрос. Банк при осуществлении брокерских операций может осуществлять расходы как в интересах и за счет самого Банка, так и в интересах и за счет клиентов. В этом случае продавцы услуг выставляют банку покупателю один счет-фактуру на весь объем выполненных услуг, включая услуги для клиентов Банка. Указанные расходы в дальнейшем в соответствии с условиями договоров подлежат возмещению клиентами. В связи с этим Банк просит разъяснить, имеет ли право Банк: Все понесенные расходы, включая НДС, считать собственными расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, а в выручку при определении налоговой базы включать все средства, полученные от клиента, и соответствующую сумму налога перечислять в бюджет? Либо расходы, включая НДС, связанные с исполнением поручений клиента, не включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, а подлежат возмещению Банку клиентом, учитывая, что налоговая база определяется исходя из суммы брокерского вознаграждения? Является ли обязательным ведение книги покупок Банком, исчисляющим налог на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса? Ответ. В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции купли-продажи ценных бумаг, осуществляемые от своего имени и за свой счет. Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии и (или) поручения. Вышеназванные операции не освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость на основании пункта 7 статьи 149 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи. Пунктом 4 вышеназванной статьи Кодекса установлено, что счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса. Таким образом, банк при осуществлении брокерских операций обязан составить счет-фактуру, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Пунктом 5 статьи 170 Кодекса банкам предоставлено право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. В связи с изложенным и учитывая специфику осуществления банком брокерских операций (купли-продажи ценных бумаг от своего имени, но за счет и по поручению клиента) в учетной политике банка может быть предусмотрен один из следующих вариантов оформления счетов-фактур. По сделкам, связанным с осуществлением торгов на фондовой бирже, ею же и производится оформление счетов-фактур на каждого брокера на сумму взимаемого биржей вознаграждения. В случае если указанное вознаграждение биржи с учетом налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 170 включается банком в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, то стоимость брокерской услуги, оказываемой клиенту, формируется с учетом вышеназванных затрат и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Счет-фактура в этом случае также оформляется в общеустановленном порядке. В случае, если договором на оказание брокерских услуг предусмотрена компенсация затрат брокера, связанных с оплатой услуг биржи, то стоимость вышеуказанных компенсируемых расходов Банка учитывается на счетах "расчеты с прочими кредиторами и расчеты с прочими дебиторами". Средства, полученные в пределах фактических затрат банка на оплату компенсируемых расходов с учетом налога на добавленную стоимость, не подлежат обложению этим налогом. В этом случае банк составляет счета-фактуры на сумму комиссионного вознаграждения и предъявляет их клиенту. Отдельной строкой при этом должна быть отражена стоимость услуг биржи по указанной сделке. Указанные счета-фактуры на основании пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" регистрируются банком в книге продаж только в части стоимости реализованной собственной услуги, являющейся объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Одновременно по вопросу, касающемуся ведения банком, исчисляющим налог на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, книги покупок, сообщаем следующее. Пунктом 3 статьи 169 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры, вести журнал учета полученных и журнал учета выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. При этом пунктом 4 вышеназванной статьи Кодекса банкам предоставлено право не составлять счета-фактуры по операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, а также по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг). Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном 21 главой Кодекса. Учитывая изложенное и поскольку пунктом 5 статьи 170 Кодекса для банков предусмотрен порядок исчисления налога, позволяющий включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), с уплатой в бюджет всех сумм налога на добавленную стоимость, полученных банками по операциям, подлежащим налогообложению, считаем возможным не оформлять в этом случае книги покупок, но в обязательном порядке осуществлять регистрацию полученных счетов-фактур в журнале учета полученных счетов-фактур (письмо ФНС России от 01.03.2005 N 03-1-03/286/7). В целях применения пункта 3 статьи 170 НК РФ: Вопрос. Налогоплательщик в 3 квартале 2003 года приобрел ряд земельных участков для последующей перепродажи, часть из которых была реализована в 2004 году. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные продавцам по приобретенным участкам, были приняты налогоплательщиком к вычету в полном объеме. В связи с тем, что реализация земельных участков с 1 января 2005 г. не облагается НДС, в каком порядке производится восстановление сумм НДС по земельным участкам, числящимся на балансе налогоплательщика по состоянию на 1 января 2005 г. и не реализованным до указанной даты? На какую дату необходимо произвести восстановление: до 1 января 2005 г. или в январе 2005 г.? Ответ. Как следует из запроса, налогоплательщик в 3 квартале 2003 года приобрел ряд земельных участков для последующей перепродажи, часть из которых была реализована в 2004 году. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные продавцам по приобретенным участкам, были приняты указанным налогоплательщиком к вычету в полном объеме. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Кодекса операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 20.08.2004 N 109-ФЗ. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их приобретения (ввоза) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении земельных участков (долей в них), учитываются в стоимости таких земельных участков. Пунктом 3 статьи 170 Кодекса установлено, что в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 указанной статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном 21 главой Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Таким образом, в случае, если суммы налога, уплаченные продавцу по приобретенным для целей перепродажи земельным участкам, были до 01.01.2005 приняты налогоплательщиком к вычету, то по земельным участкам, не реализованным до указанной даты, суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет. При этом соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет в месяце, начиная с которого реализация указанных земельных участков не признается объектом налогообложения, т.е. в первом налоговом периоде 2005 г. (письмо ФНС России от 23.03.2005 N 03-1-03/410/8). В целях применения пункта 4 статьи 170 НК РФ: Вопрос. Налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги), которые одновременно используются как при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, так и при осуществлении деятельности, не облагаемой НДС. В каком порядке заполнять графы 7, 8а и 8б книги покупок, если вычету подлежит только часть от общей суммы НДС, указанной в счете-фактуре? Ответ. Как следует из запроса, налогоплательщик осуществляет как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции. Порядок ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, принимаемого к вычету, предусмотрен пунктом 4 статьи 170 Кодекса. При регистрации счетов-фактур в книге покупок при осуществлении как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, необходимо руководствоваться следующим. Порядок ведения покупателем книги покупок установлен правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила). Согласно пункту 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами в целях определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету (возмещению) в установленном порядке. В том случае если налогоплательщик осуществляет операции как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения, то счета-фактуры, выставленные налогоплательщику-покупателю по приобретенным и оплаченным им товарам (работам, услугам), регистрируются в книге покупок (на момент определения соответствующей части налога, подлежащего вычету) только в части стоимости товара, используемого для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, и соответствующей доли налога на добавленную стоимость, принимаемой к вычету по расчету в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 Кодекса. При этом в графе 8б книги покупок указывается сумма налога, принимаемая к вычету по расчету налогоплательщика; в графе 8а указывается соответствующая сумме налога стоимость оплаченного и принятого на учет товара, а в графе 7 показывается сумма показателей граф 8а и 8б (письмо ФНС России от 04.02.2005 N 03-1-03/165/16). Вопрос. Предполагает ли ведение иностранной организацией на территории Российской Федерации через свое представительство двух видов деятельности - коммерческой (оказание консультационных услуг) и некоммерческой, ведение раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемых для осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности? Финансирование некоммерческой деятельности представительства осуществляется иностранной компанией. Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, оказание представительством иностранной организации на территории Российской Федерации консультационных услуг облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Что касается осуществления представительством иностранной организации подготовительно-вспомогательной деятельности, то необходимо учитывать следующее. В том случае если подготовительно-вспомогательная деятельность осуществляется представительством иностранной организации в рамках утвержденной сметы доходов и расходов, то денежные средства, полученные от головной компании, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, в случае если их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг). При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание указанного представительства, покрываются за счет денежных средств, полученных от головной компании. В указанном случае представительство иностранной организации обязано обеспечить ведение раздельного учета приобретенных товаров (работ, услуг), используемых как для осуществления деятельности в рамках утвержденной сметы, так и для деятельности, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом порядок ведения раздельного учета расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. Указанный порядок отражается в учетной политике для целей налогообложения (письмо ФНС России от 16.03.2005 N 03-4-03/375/31). В целях применения пункта 2 статьи 172 НК РФ: Вопрос. Какую ставку НДС (прямую или расчетную) следует применять налогоплательщику в случае, если в расчетах за приобретенные им товары используется собственное имущество (в том числе сырье, материалы, комплектующие изделия, готовая продукция, основные средства)? Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 172 Кодекса при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты. Таким образом, согласно указанной норме Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, фактически уплаченная налогоплательщиком при оплате приобретенных им товаров (работ, услуг) собственным имуществом, рассчитывается исходя из стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации), числящегося на балансе у данного налогоплательщика. Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Учитывая изложенное, если налогоплательщик в счет оплаты приобретенных товаров использует собственное имущество (в том числе сырье, материалы, комплектующие изделия, готовую продукцию, основные средства), то вычет сумм налога по приобретенным им товарам (работам, услугам) производится исходя из балансовой стоимости передаваемого в оплату имущества. При этом к балансовой стоимости передаваемого имущества применяется соответствующая расчетная налоговая ставка (10/110 или 18/118 процентов). Следует отметить, что позиция ФНС России по данному вопросу не противоречит разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 15.10.2004 N 03-04-11/167, а также в письме МНС России, доведенном до сведения налоговых органов письмом МНС России от 12.03.2003 N ВГ-6-03/293@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за 2002 год" (письмо ФНС России от 11.02.2005 N 03-1-02/194/8). В целях применения пункта 5 статьи 172 НК РФ: Вопрос. Организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации оборудование, требующее монтажа. Импортное оборудование организация в бухгалтерском учете отразила на счете 07 "Оборудование к установке". Имеет ли право организация принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации, до момента осуществления монтажа оборудования и принятия его к учету в качестве основного средства, а также принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные подрядным организациям, по выполненным работам по монтажу данного оборудования? Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов. Особенности применения налоговых вычетов по приобретенным основным средствам предусмотрены пунктом 6 статьи 171, абзацем третьим пункта 1 и пунктом 5 статьи 172 Кодекса. Порядок применения налоговых вычетов по оборудованию, требующему сборки (монтажа), установлен пунктом 6 статьи 171 и пунктом 5 статьи 172 Кодекса. Согласно указанным нормам Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при сборке (монтаже) основных средств, производятся налогоплательщиком по мере постановки на учет основных средств с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса. Абзацем вторым пункта 2 статьи 259 Кодекса установлено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Согласно Постановлению Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" момент ввода основных средств в эксплуатацию определяется на основании акта приема-передачи основных средств (форма ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений"). Таким образом, согласно вышеуказанным положениям вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком при приобретении оборудования, требующего монтажа, выполнении работ по его сборке (монтажу), производятся в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором это оборудование принято к учету в качестве основного средства и введено в эксплуатацию на основании акта приема-передачи основных средств (форма ОС-1). Применение налоговых вычетов по приобретенному оборудованию, требующему монтажа, до завершения его монтажа и введения в эксплуатацию основного средства противоречит положению пункта 5 статьи 172 Кодекса, поскольку данные суммы налога согласно пункту 6 статьи 171 Кодекса подлежат вычету при сборке (монтаже) основных средств, а не оборудования, требующего монтажа, а также лишает права налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями при выполнении работ по его сборке (монтажу). Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 10865/03 было принято по жалобе конкретного налогоплательщика с учетом конкретных обстоятельств дела, позиция Федеральной налоговой службы по вопросу определения налогового периода, в котором налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенному оборудованию, требующему монтажа, остается без изменения (письмо ФНС России N 03-1-03/162/9 от 03.02.2005).
II. Акцизы
В целях применения статьи 182 НК РФ: Вопрос. Подлежит ли налогообложению акцизом и по какой ставке реализация организацией - производителем коньяков, обработанных наливом (в бочках), организациям, осуществляющим розлив этих коньяков в потребительскую тару? Ответ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 и пунктом 1 статьи 193 Кодекса коньяки отнесены к подлежащей налогообложению акцизами алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%, ставка на которую с 01.01.2005 установлена в размере 146 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизом. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 193 Кодекса при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями этих производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 193. Таким образом, исходя из вышеизложенных норм Кодекса, реализация производителем коньяков, обработанных наливом организациям, осуществляющим их розлив в потребительскую тару, подлежит налогообложению акцизом по налоговым ставкам в размере 100% соответствующей налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 193 Кодекса (письмо ФНС России от 15.03.2005 N 03-3-09/358/23). В целях применения статьи 187 НК РФ: Вопрос. Каким образом следует определять плотность нефтепродуктов в целях расчета по ним налогооблагаемой базы для исчисления суммы акциза? Ответ. Если количество нефтепродуктов (в данном случае - автомобильного бензина) определено в литрах, то в целях определения суммы акциза налоговую базу следует определять расчетным путем исходя из количества приобретенного бензина в литрах и значения плотности по каждой конкретной марке бензина, установленной в ГОСТах, регламентирующих производство этих марок. В то же время, учитывая, что по отдельным нефтепродуктам (например, по автомобильным бензинам) значение плотности не нормируется (т.е. в ГОСТах, регламентирующих их производство, это значение отсутствует), при определении данного показателя в целях расчета по таким нефтепродуктам налогооблагаемой базы для исчисления суммы акциза необходимо руководствоваться следующим. В Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (зарегистрированным в Минюсте России 20.06.2003, рег. N 4804) и устанавливающей единые требования по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, предусмотрен комплекс мероприятий по контролю качества при приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов, включающий, в том числе, и проведение приемо-сдаточного и контрольного анализа, в ходе которых определяется плотность как полученных от поставщиков, так и отпускаемых покупателям нефтепродуктов. Требования указанной Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску. Кроме того, в ГОСТах, регламентирующих производство автомобильных бензинов, указано, что определение данного показателя является обязательным. Таким образом, согласно указанной Инструкции, у лиц, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, показатель плотности нефтепродуктов (в том числе и автомобильных бензинов) по каждой полученной (приобретенной) ими партии должен быть определен и документально зафиксирован на момент получения (оприходования) этого товара. Соответственно, определенная в ходе приемо-сдаточного и контрольного анализа плотность нефтепродуктов, полученных имеющим свидетельство лицом, может быть использована для исчисления суммы акциза, подлежащей уплате по этой конкретной партии нефтепродуктов. При этом в соответствии с разъяснением Департамента экономического регулирования Министерства энергетики Российской Федерации согласно информации Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ОАО "ВНИИ НП") в зависимости от температурного режима и пределов испаряемости автомобильного бензина показатель плотности по маркам этого бензина может варьироваться в следующих пределах: для А-76 (АИ-80) - от 0,700 до 0,750 г/куб. см, для АИ-92 - от 0,715 до 0,760 г/куб. см, для АИ-95 - от 0,720 до 0,775 г/куб. см и для АИ-98 - от 0,730 до 0,780 г/куб. см. В связи с указанными колебаниями плотности в случае если ее значение не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя. Так, согласно вышеуказанному разъяснению в зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см, для АИ-92 - 0,735 г/куб. см, для АИ-95 - 0,750 г/куб. см, для АИ-98 - 0,765 г/куб. см. Кроме того, в соответствии с Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19.08.2004 N 36 предприятия-производители, топливоснабжающие и другие организации, занимающиеся реализацией топлива населению, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы должны представлять форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-топливо "Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов. Согласно положениям пункта 4 Порядка заполнения и представления формы N 4-топливо, утвержденного указанным Постановлением, если учет автомобильного бензина ведется в литрах, то при пересчете из объемных единиц в весовые следует пользоваться их фактической плотностью (удельным весом), измеренной с помощью нефтеденсиметров в период проведения учета. При отсутствии нефтеденсиметров указанный пересчет может быть произведен на основе значений плотности, указанных в товарно-транспортных накладных каждой партии соответствующего нефтепродукта, поступившего на предприятие. Таким образом, поскольку порядок заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения предусматривает вышеуказанные способы определения значения плотности нефтепродуктов, такие способы могут быть использованы и при определении плотности для расчета суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по этим нефтепродуктам (письмо ФНС России от 23.03.2005 N 03-3-09/412/23). В целях применения статьи 204 НК РФ: Вопрос. Может ли обособленное подразделение организации - производителя алкогольной продукции, осуществляющее производство и реализацию этой продукции по месту своего нахождения, производить уплату акциза по этой продукции по месту нахождения головной организации? Ответ. Согласно статье 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов). Пунктом 4 статьи 204 Кодекса установлено, что акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции уплачивается по месту ее реализации (передаче) с акцизных складов, за исключением реализации (передачи) на акцизные склады других организаций. В соответствии с пунктом 5 статьи 204 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения. Таким образом, по объемам алкогольной продукции, реализованной с акцизного склада, акциз уплачивается и, соответственно, декларация представляется по месту нахождения этого акцизного склада (письмо ФНС России от 11.02.2005 N 03-3-09/195/25). |