МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12.07.2007 N 03-04-06-01/227 Вопрос: Банк предоставляет кредиты физическим лицам, у которых за счет экономии на процентах образуется доход в виде материальной выгоды. Является ли банк налоговым агентом по НДФЛ в отношении указанных доходов в случае отсутствия соответствующей доверенности от физических лиц? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период. Таким образом, положения ст. 212 Кодекса регулируют общий порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, не определяя, на кого возложены обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса. Таким образом, при получении налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, указанная организация признается на основании ст. 226 Кодекса налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку в момент получения дохода в виде материальной выгоды не происходит выплаты денежных средств налогоплательщику. Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В такой ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса. Обязанности налогового агента возложены на организацию ст. 226 Кодекса, и для их исполнения не требуется получения доверенностей от физических лиц на удержание и перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации. В то же время статус организации как налогового агента, приобретаемый на основании норм Кодекса, не может быть изменен в случае отсутствия доверенностей от физических лиц.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН |
Copyright © 2004—2007 М.Филиппов |