МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 09.04.2009 N 03-07-11/103 В связи с письмом по вопросам применения с 1 января 2009 года вычетов налога на добавленную стоимость в отношении перечисленных сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на налоговые вычеты, установленные данной статьей Кодекса, в том числе пунктом 12 в отношении сумм перечисленной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). В связи с этим налогоплательщик, перечисливший суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), имеет право к вычету не принимать. При этом отражение в учетной политике для целей налога на добавленную стоимость отказа от применения указанных вычетов нормами Кодекса не предусмотрено. Что касается вычетов налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), то в соответствии с нормами статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Поэтому данные вычеты, по нашему мнению, производятся независимо от отказа налогоплательщика в применении вычетов по предварительной оплате (частичной оплате). В соответствии с подпунктом 4 пункта 5.1 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), должно быть указано наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг). При заполнении данного показателя счета-фактуры следует руководствоваться наименованием товаров (описанием работ, услуг), указанных в договорах, заключенных между продавцом и покупателем. Так, в случае получения предварительной оплаты по договорам поставки товаров, предусматривающим их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты, в этих договорах, как правило, указывается обобщенное наименование поставляемых товаров (например, нефтепродукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, канцелярские товары и т. п.). Поэтому при оформлении счета-фактуры при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по таким договорам следует указывать обобщенное наименование товаров. В отношении вычета у поставщика товаров (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, исчисленного им по полученной от покупателя этих товаров (работ, услуг) предварительной оплате (частичной оплате), на основании счета-фактуры, составленного с нарушением установленного порядка, сообщаем. Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного в том числе пунктом 5.1 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость у покупателя товаров (работ, услуг). При этом статьей 169 Кодекса норма об отказе в вычете продавцу товаров (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, уплаченного им по предварительной оплате (частичной оплате), на основании составленных им же счетов-фактур с нарушением порядка, установленного пунктом 5.1 данной статьи Кодекса, не предусмотрена. Таким образом, после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) поставщик имеет право принять к вычету исчисленные им суммы налога на добавленную стоимость по полученной от покупателя этих товаров (работ, услуг) предварительной оплате (частичной оплате), указанные в составленном им счете-фактуре. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. ТРУНИН |