ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПИСЬМО от 25.01.10 N 01/755-10-32 О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 380-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года <*>, обращает внимание на следующее. Указанным выше Законом внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП). Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения. Кроме того, в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается проведение административного расследования в порядке, установленном статьей 28.7 КоАП. Наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях. Изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП. Из составов административных правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных правонарушений, предусмотренные: - частью 2 статьи 7.8 (Самовольное занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), - частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), - статьей 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе). Вместе с тем к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава административных правонарушений, предусмотренные: - статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями), - частью 2 статьи 8.42 (Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами), - частью 2 статьи 14.5 (Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения). Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут отнесены обе части статьи 14.5 КоАП. С момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см. приложение N 2 к настоящему письму). Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении...". При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора. Прошу принять указанные разъяснения к руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).
Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО Приложение N 1 к письму Роспотребнадзора от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА (с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ и 380-ФЗ) +-------------------------------------------------------------------------+ |Составы, предусмотренные | Исключены в | Дополнение в | Дополнение в | |КоАП в новой редакции. |соответствии с|соответствии с|соответствии с| | | Фед. законом | Фед. законом | Фед. законом | |Всего - 59 составов | N 380-ФЗ - | N 380-ФЗ - | N 261-ФЗ - | | + 1 (ч. 2 ст. 14.5) со дня |вступ. в силу |вступ. в силу |вступ. в силу | | вступл. в силу Фед. закона | с 31 марта | с 31 марта |с 27 мая 2010 | | N 380-ФЗ | 2010 г. | 2010 г. | г. | |-------------------------------------------------------------------------| |Ст. 23.13 |6.3 |7.8 (ч. 2) | | | |(составление|6.4 |8.6 (ч. 2) | | | |протоколов и|6.5 | | | | |рассмотрение|6.6 | | | | |дел) |6.7 | | | | | |7.2 (ч. 2) | | | | |10 составов |8.2 | | | | | |8.5 | | | | | |8.42 (ч. 2) | |8.42 (ч. 2) | | | |14.4 (ч. 2) | | | | |-------------------------------------------------------------------------| |Ст. 23.49 |9.16 (ч. 1) | | |9.16 (ч. 1) | |(составление|9.16 (ч. 2) | | |9.16 (ч. 2) | |протоколов и|10.8 | | | | |рассмотрение|14.2 | | | | |дел) |14.4 (ч. 1) | | | | | |14.5 (ч. 1) | | | | |22 состава |-1-4-.-5-(ч.-2)|14.5 (ч. 2) |14.5 (ч. 2) | | | + 1 (ч. 2 |14.6 (ч. 1) | | | | |ст. 14.5) - |14.6 (ч. 2) |исключена | | | |со дня |14.7 |с 01.01.2010 | | | |вступл. в |14.8 (ч. 1) |(ФЗ N 121-ФЗ) | | | |силу Фед. |14.8 (ч. 2) | | | | |закона |14.8 (ч. 3) | | | | |N 380-ФЗ |14.15 | | | | | |14.16 (ч. 3) | | | | | |14.16 (ч. 4) | | | | | |14.34 (ч. 2) | | | | | |14.34 (ч. 3) | | | | | |14.34 (ч. 4) | | | | | |14.34 (ч. 6) | | | | | |14.34 (ч. 7) | | | | | |14.34 (ч. 8) | | | | | |19.14 | | | | |-------------------------------------------------------------------------| |ч. 2 п. 19 |6.1 | |6.1 | | |ст. 28.3 |14.26 | | | | |(составление|19.4 (ч. 1) | | | | |протоколов) |19.5 (ч. 1) | | | | | |19.6 | | | | |6 составов |19.7 | | | | |-------------------------------------------------------------------------| |ч. 2 п. 63 |6.14 |14.3 | | | |ст. 28.3 |14.1 (ч. 1) | | | | |(составление|14.1 (ч. 2) | | | | |протоколов) |14.1 (ч. 3) | | | | | |14.1 (ч. 4) | | | | |14 составов |14.10 | | | | | |14.16 (ч. 1) | | | | | |14.16 (ч. 2) | | | | | |14.34 (ч. 1) | | | | | |14.34 (ч. 5) | | | | | |15.12 (ч. 1) | | | | | |15.12 (ч. 2) | | | | | |18.17 (ч. 1) | | | | | |19.19 (ч. 1) | | | | |-------------------------------------------------------------------------| |ч. 3 ст. |17.7 | | | | |28.3 |17.9 | | | | |(составление|19.20 (ч. 1) | | | | |протоколов) |19.20 (ч. 2) | | | | | |19.20 (ч. 3) | | | | |6 составов |19.26 | | | | |-------------------------------------------------------------------------| |п. 12 ч. 5 |20.25 (ч. 1) | | | | |ст. 28.3 | | | | | |(составление| | | | | |протоколов) | | | | | | | | | | | |1 состав | | | | | +-------------------------------------------------------------------------+
Приложение N 2 к письму Роспотребнадзора от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ПЕРЕЧЕНЬ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА (с учетом изменений, вносимых в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ) +-------------------------------------------------------------------------+ | Составы | Полномочия должностных лиц органов внутренних дел | | административных | (милиции) | | правонарушений, | | | дела о которых | | | рассматриваются | | |должностными лицами| | | Роспотребнадзора | | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 8.2 |вправе составлять протоколы | | 8.5 | | | 8.42 (ч. 2) | | | 14.2 | | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 14.4 (ч. 1) |вправе составлять протоколы только в части соблюдения| | |требований законодательства об оружии | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 14.7 |вправе составлять протоколы только по обращениям | | |граждан | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 14.15 |- вправе составлять протоколы в части нарушения | | | правил продажи: | | |- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных | | | агрегатов, | | |- изделий из драгоценных металлов и драгоценных | | | камней, | | |- лекарственных препаратов и изделий медицинского | | | назначения, | | |- товаров бытовой химии, | | |- экземпляров аудиовизуальных произведений и | | | фонограмм, | | |- программ для электронных вычислительных машин и баз| | | данных, | | |- оружия и патронов к нему, | | |- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей | | | продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых| | | на его основе | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 14.16 (ч. 3) |вправе составлять протоколы и рассматривать дела | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 14.16 (ч. 4) |вправе составлять протоколы и рассматривать дела | |-------------------|-----------------------------------------------------| | 19.14 |вправе составлять протоколы | +-------------------------------------------------------------------------+ |