МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 08.10.10 N 03-03-06/1/640 Вопрос: На основании Постановления Главы Рузского района Московской области ООО СП выделен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 10 га в районе д. Григорово Рузского района. Администрацией ООО СП было принято решение выкупить данный земельный участок и осуществить его перевод из сельскохозяйственного назначения в земли садоводства и дачного строительства. Для решения этого вопроса ООО СП обратилось в Администрацию Рузского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного вблизи д. Григорово Рузского района. Администрацией Рузского района было отказано в выкупе участка в связи с отсутствием свидетельства на права собственности. При обращении Администрации предприятия в Регистрационную палату с целью государственной регистрации права собственности был получен отказ. Таким образом, ООО СП исчерпало все возможности самостоятельного выкупа земельного участка и вынуждено было обратиться в специализированную организацию для решения данного вопроса. В настоящее время ООО СП планирует заключить договор с ООО, которая окажет услуги по регистрации права собственности на земельный участок в район д. Григорово Рузского района, проведет работы по определению границ водоохранной зоны участка, сделает размежевание участка на два, установит на них виды использования: для участка водоохранной зоны - садоводства, для вневодоохранной - для дачного строительства, подготовит необходимые документы для заключения договора купли-продажи. Стоимость услуг составляет 11500000 рублей. Кадастровая стоимость земли - 269300 рублей. На основании изложенного просим Вас разъяснить: 1. Правомерно ли включение расходов по выкупу земельного участка и изменение его назначения в состав прочих расходов в сумме 11500000 рублей в соответствии с п. 3 ст. 264.1 НК РФ, при условии, что данная сделка будет выполнена ООО? 2. Являются ли расходы, предъявленные ООО в соответствии п. 1 ст. 252 НК РФ экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 16.08.2010 N 1-8/255 и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее. В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся. Вместе с тем сообщаем, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией учитываются расходы на юридические и информационные услуги. При этом указанные расходы должны соответствовать требованиям обоснованности и документального подтверждения, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (Определение от 04.06.2007 N 320-О-П) обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора Департамента С.В.РАЗГУЛИН |