УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПИСЬМО от 02.03.11 N 17-26/019349@
Ответ: Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) обязует организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр. Также ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, в обязательном порядке должны регистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах, а также в момент оплаты выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки. Таким образом, Закон N 54-ФЗ требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией и индивидуальным предпринимателем в случае продажи ими товаров (оказания услуг или выполнения работ) и выдачи покупателям (клиентам) кассового чека в момент оплаты. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ торговое место - это место, используемое для совершения сделок купли-продажи. Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) под торговым местом при осуществлении розничной торговли следует понимать специально оборудованное место непосредственного взаимодействия продавца и покупателя по передаче товара во исполнение договора розничной купли-продажи, характеризующееся наличием определенной пространственной обособленности и торгового оборудования, а также возможностью осуществления непосредственного контакта между продавцом и покупателем при оказании услуги торговли. Следовательно, на каждом торговом месте, оснащенном торговым оборудованием, при работе одного продавца (кассира) с покупателями при осуществлении наличных денежных расчетов применяется одна контрольно-кассовая машина. Использование одной контрольно-кассовой машины на нескольких торговых местах (по одному адресу) не соответствует требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В налоговых органах г. Москвы регистрация, перерегистрация, снятие с регистрации ККТ осуществляются в строгом соответствии со следующими документами: - Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"; - Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации". Для регистрации контрольно-кассовой техники организация и индивидуальный предприниматель представляют в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) следующие документы: - заявление о регистрации ККТ; - паспорт ККТ, подлежащей регистрации; - договор о технической поддержке, заключенный пользователем и центром технического обслуживания ККТ. При этом договора аренды (субаренды) помещения при регистрации контрольно-кассовой техники не требуется. После получения от налогоплательщика документов, необходимых для регистрации контрольно-кассовой техники, и проверки достоверности данных, указанных в них, налоговый орган в установленные сроки осуществляет операции по фискализации, регистрации контрольно-кассовой техники и выдаче соответствующих документов пользователю ККТ. Форма заявления о регистрации ККТ и карточки регистрации ККТ утверждены Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@. В карточке регистрации ККТ строка "Установлена по адресу" заполняется на основании заявления налогоплательщика, где в п. 4 заявления указываются адрес и место установки ККТ. Если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ. В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг). Если в период эксплуатации контрольно-кассовой техники в организации (у индивидуального предпринимателя) происходят изменения места установки ККТ, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, которая на основании соответствующих документов должна внести изменения в карточку регистрации ККТ и в книгу учета ККТ. Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предупреждение или наложение штрафа влечет следующие нарушения: - неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях; - применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения; - отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). В упомянутых случаях административный штраф на граждан составляет от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности влечет привлечение к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса В.А.НОСЕНКОВ |