::  ГлавнаяСправочникМежотраслевые правила по охране труда в розничной торговле
>  4. Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ


4. Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ

4.1. Общие требования

4.1.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.4.026, Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт).

4.2. Требования к местам производства
погрузочно-разгрузочных работ

4.2.1. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны иметь ровное твердое покрытие, способное воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин, и содержаться в исправном состоянии. Траншеи, выбоины, канавы и т.п. должны быть полностью закрыты. Канализационные и другие технические колодцы должны быть закрыты прочными крышками, вставленными в гнезда или закрепленными на шарнирах.

4.2.2. Территория погрузочно-разгрузочной площадки должна иметь достаточное естественное и (или) искусственное освещение (не менее 10 лк), своевременно очищаться от мусора и посторонних предметов, а в зимнее время - от снега и льда (при необходимости - посыпаться песком или другими средствами, предотвращающими скольжение).

4.2.3. В местах пересечения подъездных путей автотранспорта с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и др. должны быть устроены прочные настилы или мостки для переездов, выдерживающие соответствующую нагрузку.

4.2.4. Для ограничения движения автотранспорта при подаче его задним ходом на погрузочно-разгрузочной площадке должен быть уложен тротуар или отбойный брус.

4.2.5. На площадке для укладки груза указываются границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин.

4.2.6. На площадках для выгрузки (погрузки) тарных, штучных грузов должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 метров.

4.2.7. Вдоль передней кромки платформы следует устанавливать соответствующий по прочности и высоте охранный борт для предупреждения завала колес напольного транспорта за край платформы.

4.2.8. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей и других транспортных средств должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.

4.2.9. Помещения для приема и хранения товаров, расположенные в подвальных и цокольных этажах, имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов непосредственно в помещение.

4.2.10. Помещения для приема и хранения товаров, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска и подъема грузов.

4.2.11. Для организаций розничной торговли, расположенных в жилых домах, погрузка, выгрузка грузов должна производиться с торцов зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей или со стороны магистралей при наличии специальных помещений для приема и хранения товаров.

Примечание. При площади встроенных в жилые здания организаций розничной торговли до 150 кв. м указанные загрузочные помещения допускается не предусматривать.

4.2.12. При установке автомобиля для погрузки-выгрузки вблизи здания между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться разрыв не менее 0,8 м. Перед началом движения автомобиля задним ходом в условиях недостаточного обзора лицом, руководящим погрузочно-разгрузочными работами, должен быть выделен специальный человек для организации безопасного движения автомобиля и контроля за соблюдением установленного вышеуказанного разрыва.

4.2.13. Для фиксации остановки автомобиля на безопасном расстоянии при необходимости должны применяться специальные переносные устройства (башмаки, клинья и т.п.).

4.2.14. Открывать и закрывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза.

4.2.15. Высота разгрузочно-погрузочных платформ для автотранспорта должна быть 1,1 - 1,2 м, для малотоннажных автомобилей - 0,6 - 0,8 м, ширина от 3 м (для малотоннажных автомобилей) до 4,5 м. В продовольственных организациях торговой площадью 1,5 тыс. кв. м и более, в организациях торгующих мебелью площадью 1,0 тыс. кв. м и более, в универмагах и других непродовольственных организациях площадью 4,5 тыс. кв. м и более, ширина платформы может быть увеличена до 6,0 м.

4.2.16. В зависимости от климатического района расположения (Приложение N 3 к Правилам) и величины торговой площади организаций разгрузочные платформы должны размещаться под навесом в неотапливаемых или отапливаемых помещениях. Навесы должны полностью перекрывать разгрузочную платформу, а также кузов автомобиля на 1 м.

4.2.17. Разгрузочные платформы должны оборудоваться навесами:

  • в продовольственных организациях площадью до 1,0 тыс. кв. м, в непродовольственных площадью до 2,5 тыс. кв. м, расположенных в I В климатическом подрайоне, во II и III климатических районах (кроме III Б подрайона);
  • в организациях независимо от торговой площади и специализации, расположенных в III Б климатическом подрайоне, IV климатическом районе.

4.2.18. Разгрузочные платформы должны размещаться под навесами или в неотапливаемых помещениях в продовольственных или непродовольственных организациях площадью до 650 кв. м, расположенных в I климатическом районе (кроме подрайона I В).

Допускается предусматривать разгрузочные платформы в неотапливаемых помещениях в продовольственных организациях площадью 4,5 тыс. кв. м и более, расположенных в III Б климатическом подрайоне и в IV климатическом районе.

4.2.19. Разгрузочные платформы в отапливаемых помещениях должны предусматриваться в организациях площадью 600 кв. м и более, расположенных в I климатическом районе (кроме подрайона I В).

4.2.20. В продовольственных и непродовольственных организациях торговли площадью соответственно свыше 1 тыс. кв. м и 2,5 тыс. кв. м, расположенных в I В климатическом подрайоне, во II и III климатических районах (кроме подрайона III Б), допускается размещать разгрузочные платформы в отапливаемых или неотапливаемых помещениях.

4.2.21. В случаях, когда разгрузочные места в организациях для ночного завоза товаров предусматриваются вне основной разгрузочной платформы, допускается вместо платформы (при соответствующих обоснованиях) применять разгрузочно-погрузочные устройства.

4.2.22. При разгрузке товаров под навесами или в неотапливаемые помещения в организациях, расположенных в I, II и III климатических районах (кроме подрайона III Б), должны предусматриваться помещения для приема товаров.

Площадь помещения для приема товаров должна быть в организациях с торговой площадью до 150 кв. м - 12 кв. м, более 150 кв. м - 16 кв. м в расчете на одно разгрузочное место.

4.3. Требования к организации
погрузочно-разгрузочных работ, способам хранения
и транспортирования товаров

4.3.1. Поступающие грузы укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т.п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

4.3.2. При размещении товаров в помещениях, размеры отступов должны составлять: от стен помещения - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 - 0,5 м, от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 - 0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками - 0,02 м, между поддонами и контейнерами - 0,05 - 0,10 м.

Примечания.

1. Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05 - 0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.

2. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

4.3.3. При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него.

4.3.4. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

4.3.5. Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.

4.3.6. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков - доски.

4.3.7. Высота складирования тарно-упаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м.

4.3.8. Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами.

4.3.9. Бочки с бензином и другими легко воспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд пробкой вверх.

4.3.10. Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

4.3.11. Рекомендуемые способы хранения находящихся в организациях отдельных товаров и товарных групп с учетом вида тарной упаковки представлены в Приложении N 4 к Правилам.

4.3.12. При выполнении работ с тарно-упаковочными и штучными грузами следует использовать различные виды тары-оборудования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие падение грузов.

4.3.13. При формировании "подъема" груза на поддоне наибольший свес груза с поддона на сторону не должен превышать: для грузов в мешковой (тканевой, джутовой) таре - 100 мм, для грузов в бумажных мешках, в кипах и ящиках - 50 мм. Наибольшая устойчивость пакета обеспечивается при укладке мест вперевязку.

4.3.14. Перед подъемом и перемещением грузов проверяются их устойчивость и правильность строповки. Способы строповки должны исключать возможность падения грузов.

4.3.15. Строповку контейнеров следует производить за все строповочные узлы. При ручной строповке (отстроповке) контейнеров применяются специальные лестницы и другие средства, обеспечивающие безопасность работающих.

4.3.16. Строповку крупногабаритных грузов необходимо выполнять с учетом их массы и расположения центра тяжести.

4.3.17. При транспортировании, погрузке-выгрузке, складировании и монтаже витринных стекол следует соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие безопасные условия труда.

4.3.18. Транспортирование грузов должно выполняться электро- и автотранспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять после окончания и в перерывах между работами транспортные средства можно, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение; на подъемно-транспортном средстве поднятый груз должен быть опущен.

4.3.19. Транспортировка длинномерных грузов погрузчиками должна производиться на открытых территориях с ровным покрытием и при таком способе захвата груза, который исключает возможность его развала. Максимальный уклон, по которому может производиться транспортировка грузов погрузчиками, должен иметь угол, не превышающий угол наклона рамы минус 3 град.

4.3.20. Грузовые ручные тележки должны иметь съемные или жесткие приспособления, обеспечивающие устойчивость различных грузов, поручни для удобства их передвижения. Тележки для перемещения бочек, медведки должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.

Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза используются при внутрискладских перемещениях грузов в таре размерами 800 x 600 и 600 x 400 мм.

Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг используются для перемещения отдельных легковесных грузов, а грузоподъемностью 0,25 - 1,0 т - для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре.

Платформы тележек по форме должны соответствовать виду перевозимых грузов, при необходимости иметь специальные приспособления для закрепления и фиксации грузов.

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой более 300 кг должны быть управляемыми.

Грузовые ручные тележки должны быть исправными, устойчивыми и легкоуправляемыми.

Скорость перемещения ручных тележек не должна превышать 5 км/ч.

При перемещении груза вниз по наклонному полу работник должен находиться сзади тележки. При необходимости остановку гидравлической тележки допускается производить опусканием груза. При перемещении груза, уложенного в высокий штабель, следует привлекать второго работника для поддержания штабеля. Работник, сопровождающий тележку, не должен находиться сбоку тележки.

4.3.21. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании грузов вручную следует выполнять требования:

  • при разгрузке транспортного средства должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры;
  • мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м;
  • сходни должны иметь планки сечением 20 x 40 мм для упора ног через каждые 300 мм;
  • металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм;
  • грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует переносить только в рукавицах;
  • стеклянную посуду необходимо ставить на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;
  • грузы следует переносить только в исправной таре.



  

^В начало^