21.04.14

Как признать затраты при смене режима


Автор И.В. Вершинина

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве»


Если организация не учла расходы при расчете налога на прибыль, то она может их признать после перехода на «упрощенку». Но только если эти затраты оплачены после смены режима (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2014 г. N А69-967/2012).


Суть спора


В результате выездной проверки инспекторы доначислили организации единый налог по «упрощенке» по нескольким основаниям. Во-первых, по мнению контролеров, предприятие неправомерно уменьшило налоговую базу на расходы, относящиеся к периоду до перехода на упрощенную систему, но оплаченные после такого перехода. Во-вторых, организация учла расходы в виде выплаты материальной помощи работникам к отпускам. Как полагают инспекторы, эти затраты экономически необоснованны и не связаны с предпринимательской деятельностью. Предприятие не согласилось и обратилось в суд.


Решение суда


Судьи поддержали организацию.

Расходы, которые можно учесть при расчете единого налога, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Они принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). То есть затраты должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Кроме того, расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на «упрощенку» должны выполнять правила, установленные статьей 346.25 Налогового кодекса РФ. В частности, расходы, оплаченные после перехода на «упрощенку», не принимаются, если до смены режима они были учтены при исчислении налога на прибыль (подп. 5 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ). Инспекторы не опровергают, что спорные затраты относятся к периоду применения общей системы и оплачены уже после перехода на спецрежим. Однако, как разъяснили судьи, не было представлено доказательств того, что компания учла данные расходы при расчете налога на прибыль. Значит, организация имела право признать их при исчислении единого налога.

Инспекторы также считают, что организация неправомерно учла расходы на выплату материальной помощи работникам к отпускам. В данном случае арбитры пояснили следующее. Компания, применяющая «упрощенку», может уменьшить доходы на расходы на оплату труда в соответствии с законодательством РФ (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). При этом данные расходы принимаются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Затраты на материальную помощь работникам к отпускам в данной норме не перечислены. Однако в пункте 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ сказано, что к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором. При этом пунктом 23 статьи 270 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы в виде сумм материальной помощи работникам не учитываются. Судьи обратились к постановлению Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. N ВАС-4350/10. Из него следует, что к материальной помощи, не учитываемой по пункту 23 статьи 270 Налогового кодекса РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением трудовых функций.

Так как спорные выплаты связаны с выполнением трудовых функций, их можно учесть при расчете единого налога по «упрощенке».


Правила перехода


При применении упрощенной системы доходы и расходы учитываются по кассовому методу (ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим организациям, которые до перехода на спецрежим работали на общей системе и использовали метод начисления, необходимо откорректировать базу по единому налогу.

Основной принцип учета в переходный период состоит в том, что один и тот же доход или расход можно признать только один раз - либо при общем режиме, либо при упрощенном.

Напомним, что особенности расчета налоговой базы при переходе с общей системы на «упрощенку» определены в пункте 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Кроме правила, рассмотренного выше (подп. 5 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ), организациям необходимо помнить о следующем.

Во-первых, на дату перехода на «упрощенку» в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода в оплату договоров, которые будут исполнены после смены режима.

Во-вторых, организация не должна учитывать денежные средства, полученные после перехода на спецрежим, если данные суммы уже были приняты при расчете налога на прибыль.

В-третьих, расходы предприятия, относящиеся к периоду применения «упрощенки», учитываются на дату их осуществления, если они были оплачены до перехода на данную систему. Если же организация оплатила расходы после перехода на «упрощенку», то они признаются на дату оплаты.

В заключение добавим, что исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ Минфин России сделал следующий вывод (письмо от 19 ноября 2004 г. N 03-03-02-04/1/56). Организация, перешедшая на «упрощенку», может учесть при расчете единого налога затраты, относящиеся к общему режиму (но не учтенные в период его применения) и сформировавшие незавершенное производство на дату перехода на спецрежим.


Опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» N 4, апрель 2014 г.





  

^В начало^