Вопрос: Организация, занимающаяся изданием журналов и применяющая УСН (объект налогообложения - "доходы минус расходы"), выкупает в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, журналы, ранее переданные организацией данным фирмам на реализацию. Может ли организация при дальнейшей реализации выкупленного тиража уменьшить доходы на величину расходов в виде потерь, понесенных в связи с выкупом нереализованных журналов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем указанный перечень расходов является исчерпывающим.
Согласно пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 названного пункта ст. 346.16 Кодекса), принимаются в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы. При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.
Как усматривается из представленного письма, издательство выкупает в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, журналы, которые первоначально были переданы организацией данным фирмам на реализацию.
С учетом специфики вышеизложенной ситуации полагаем возможным обратиться к нормам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, регулирующим налогообложение организаций, осуществляющих производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Так, в соответствии с пп. 44 п. 1 ст. 264 Кодекса потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в указанном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, принимаются в целях налогообложения в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.
При этом расходами, не учитываемыми в целях налогообложения, признаются расходы на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции, помимо расходов и потерь, указанных в пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса (п. 41 ст. 270 Кодекса).
Таким образом, расходы организаций в виде потерь, понесенных в связи с выкупом нереализованной продукции средств массовой информации, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Учитывая специфику предпринимательской деятельности организаций, осуществляющих производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, а также то, что расходы в виде затрат по выкупу нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции не поименованы в ст. 346.16 Кодекса, полагаем, что указанные расходы издательства по оплате журналов, выкупаемых в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.