::  ГлавнаяЯО
>  Как организовать собственный бизнес

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

"КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС"
- полезная информация для начинающего предпринимателя


Если Вы решили организовать собственный бизнес и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, эта информация для Вас.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Где осуществляется государственная регистрация индивидуальных предпринимателей?

В соответствии с Порядком государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, регулируемым Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей возложены на Федеральную налоговую службу.

В нашей области обязанности по регистрации индивидуальных предпринимателей возложены на все инспекции ФНС России Ярославской области.

Государственная регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства, то есть по адресу, по которому физическое лицо зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (имеется соответствующая отметка в паспорте). Следовательно, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства.

Может ли зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем иностранный гражданин, и какой документ он должен представить для подтверждения места жительства?

В настоящее время многие иностранцы приезжают в Россию на определенный промежуток времени исключительно в целях ведения трудовой деятельности без намерения в дальнейшем приобретать российское гражданство.

Согласно ст. 13 Конституции Российской Федерации такие граждане также вправе действовать самостоятельно в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Таким образом, иностранный гражданин может зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем.

Если Вы являетесь иностранным гражданином, то для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Вам необходимо представить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения;
  • копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации является разрешение на временное проживание. Данное разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации;
  • подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства в Российской Федерации;
  • документ об уплате государственной пошлины. За государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя размер пошлины составляет 800 рублей.
Могут ли быть зарегистрированы индивидуальными предпринимателями несовершеннолетние граждане?

Как следует из положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, предпринимателями могут быть зарегистрированы граждане, достигшие 14-летнего возраста. Несовершеннолетнему гражданину необходимо представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий приобретение дееспособности:

  • нотариально удостоверенное письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей;
  • свидетельство о заключении брака, либо паспорт с отметкой о вступлении в брак (для несовершеннолетних граждан, вступивших в брак до достижения 18-летнего возраста в виде исключения с учетом особых обстоятельств, предусмотренных ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации);
  • решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным (если есть согласие обоих родителей, усыновителя или попечителя);
  • решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным (если нет согласия обоих родителей, усыновителя или попечителя).
Какие документы необходимы для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя?
Каков порядок представления документов?

Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту жительства представляются:

  • заявление по форме N Р21001 (Приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439). Установленная форма документа выдается налоговым органом.
  • копия паспорта гражданина Российской Федерации;
  • подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства (если в представленной копии паспорта отсутствуют сведения об адресе места жительства). Это может быть свидетельство о регистрации по месту жительства, вид на жительство;
  • платежный документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган физическим лицом непосредственно или отправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Заявление, представляемое в налоговый орган по утвержденной форме, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, непосредственно в налоговый орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

Непосредственно документы могут быть представлены как заявителем, так и иным физическим лицом.

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем является физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией, или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иные лица заявителями быть не могут.

В случае представления документов третьим лицом на основании доверенности регистрирующий орган принимает их, выдает указанному лицу расписку в получении документов. Доверенность остается в регистрирующем органе.

При обращении третьего лица в регистрирующий орган без доверенности на представление документов, регистрирующий орган принимает их, расписку в получении направляет по почте заявителю.

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), внести сведения в ЕГРН в течение пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (либо направить по почте) следующие документы:

- Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации;

- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.

Нужно ли указывать сведения о видах деятельности, которые Вы планируете осуществлять в заявлении о государственной регистрации?

Прежде чем зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, необходимо определиться, какой вид деятельности Вы будете осуществлять.

Каждому виду деятельности соответствует код, который определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС ред.1), введенным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о видах деятельности, осуществляемых индивидуальным предпринимателем.

Поэтому сведения о видах осуществляемой деятельности с отражением кода ОКВЭД должны указываться заявителем в заявлении о государственной регистрации.

Таким образом, обязанность по определению кода ОКВЭД возлагается на налогоплательщика, а не на налоговый орган.

Обязано ли физическое лицо представлять справку о наличии (отсутствии) судимости при регистрации предпринимательства?

Нет, действующим законодательством не предусмотрена обязанность физического лица по представлению указанной справки.

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям предоставляется в случае если физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 285.

Выдается указанная справка в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. При этом установлено, что данный документ представляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по межведомственному запросу налогового органа.

Например, наличие указанной справки предусмотрено, если физическое лицо планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере образования (обучение в образовательных учреждениях), культуры (зрелищно-развлекательная деятельность), спорта, врачебной практики, стоматологической практики, деятельности медицинских лабораторий, предоставления социальных услуг, физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

В каких случаях регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации, за исключением следующих случаев:

- непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (как уже было отмечено, документы нужно представить в регистрирующий орган по месту жительства);

- за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя обращается физическое лицо:

  • уже зарегистрированное в таком качестве,
  • в отношении которого не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,
  • в отношении которого не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Оно должно содержать основания отказа обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Решение направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении и может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и постановка на налоговый учет - это одно и то же?

Нет. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства физического лица. Порядок государственной регистрации регулируется Законом N 129-ФЗ, порядок постановки на учет и снятие с учета - статьями 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность планирует осуществлять в другом, то государственная регистрация данного лица должна быть осуществлена по месту жительства, а не по месту предполагаемого осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на налоговый учет индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Если Вы планируете осуществлять виды деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то Вам обязательно следует встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, представив в этот налоговый орган отдельное заявление.

Например, Вы проживаете в Заволжском районе г. Ярославля и планируете осуществлять розничную торговлю на территории Ярославского района. В этом случае регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя Вам следует по месту жительства (в ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля), а встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД - по месту осуществления розничной торговли, то есть в Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области.

При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозная или разносная розничная торговля, размещение рекламы на транспортных средствах, постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД осуществляется по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Нужно ли индивидуальному предпринимателю вставать на учет в качестве страхователя в государственных внебюджетных фондах?

Учет индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах осуществляется без участия индивидуальных предпринимателей на основании сведений о государственной регистрации, которые налоговые органы сообщают в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ.

Каков размер государственной пошлины за регистрацию индивидуального предпринимателя и реквизиты по ее уплате?

Государственная пошлина за государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей уплачивается в соответствии со ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации и составляет 800 рублей.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины
за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей

Счет получателя: 40101810700000010010
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК: 047888001
ИНН, КПП получателя: Указывается ИНН, КПП налогового органа, в котором Вы будете состоять на налоговом учете
Получатель: УФК по Ярославской области (указывается наименование налогового органа, осуществляющего контроль платежей, контролируемых ФНС России, то есть наименование того налогового органа, в котором Вы зарегистрируетесь)

КБК (Код бюджетной классификации), в поле "Назначение платежа"

182 1 08 07010 01 1000 110 Государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в их учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица

"ОКАТО" указывается того муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налогов, сборов.

За более подробной информацией по порядку перечисления налогов и других обязательных платежей, а так же программным обеспечением для оформления платежных поручений Вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет.

Обязан ли индивидуальный предприниматель заявлять о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе?

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений о себе, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту жительства, представив заявление по форме N Р24001 (приложение N 19 к Постановлению N 439), заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства представляется по форме N Р24002 (Приложение N 2 к Приказу МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121@).

Указанная обязанность индивидуального предпринимателя возникает в случае изменения сведений о фамилии, имени, отчестве, о поле, гражданстве, дате и месте рождения, месте жительства в Российской Федерации, а также о данных основного документа, удостоверяющего личность.

Неисполнение или несвоевременное исполнение индивидуальным предпринимателем данной обязанности, а также предоставление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда [в размере 5000 рублей - mvf] в соответствии с п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесение в ЕГРИП изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе производится без оплаты государственной пошлины.

Должен ли индивидуальный предприниматель использовать контрольно-кассовую технику?

Если Вы планируете осуществлять деятельность, связанную с приемом наличных денежных средств от населения или от юридических лиц за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, то Вы должны применять контрольно-кассовую технику. Данные нормы предусмотрены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Осуществление предпринимательской деятельности без применения ККТ возможно, но только в строго оговоренных Законом случаях.

Так, ККТ можно не применять индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с оказанием услуг населению при условии выдачи предпринимателями соответствующих бланков строгой отчетности.

Кроме того, предприниматели в силу специфики своей деятельности могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении видов деятельности, перечень которых является закрытым и указан в пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Например, к таким видам деятельности относится: продажа ценных бумаг, лотерейных билетов, торговля на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и др.

Не применять ККТ также могут индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, переводимые на ЕНВД, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ. При этом данные предприниматели должны по требованию покупателя или клиента выдавать документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается предпринимателем в момент оплаты товара (работы, услуги) и обязательно должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Используемая в предпринимательской деятельности ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах, исправна, опломбирована в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Об обязанностях и ответственности индивидуального предпринимателя

Перечень обязанностей налогоплательщиков, в том числе и индивидуальных предпринимателей, поименован в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Вы становитесь налогоплательщиком и у Вас возникают обязанности, предусмотренные статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу, плательщиком которого Вы признаны, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности.

Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога - статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

И так, Вы зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя.

Первое, что интересует человека, начавшего предпринимательскую деятельность, при выборе системы налогообложения, - это уровень налоговой нагрузки.

Встает вопрос, какие налоги необходимо платить?

Для целей налогообложения Вы можете использовать общую систему налогообложения и так называемые специальные налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения (УСН), УСН на основе патента, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог (если Вы зарегистрировались как крестьянско-фермерское хозяйство).

Из перечисленных систем налогообложения только единый налог на вмененный доход является обязательным для применения, если осуществляемый Вами вид деятельности попадает под его действие. Две остальных системы (УСН и ЕСХН) носят добровольный характер и могут применяться по выбору налогоплательщика.

Остановимся на основных моментах в применении каждой из вышеперечисленных систем налогообложения.

ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ОСНО)

Общая система налогообложения состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов Российской Федерации, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы отчетности, сроки уплаты. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Учет доходов, расходов и хозяйственных операций у предпринимателя на ОСНО ведется в специальной книге (Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций). Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430. Заполнять эту книгу нелегко: она состоит из шести разделов и почти в каждом несколько таблиц. Предприниматель заносит сюда информацию по всем моментам деятельности, чтобы рассчитать базу по налогу на доходы физических лиц и иметь четкое представление о своем финансовом и имущественном положении.

Общая система налогообложения является основным режимом. Индивидуальные предприниматели, находящиеся на ОСНО, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ определен нормами главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Чтобы рассчитать НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет, предпринимателю необходимо определить налоговую базу. Для этого следует вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Налоговой базой по НДФЛ будут доходы минус расходы, определяемые в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Ставка налога - 13%. Расходы необходимо документально подтвердить, а если предприниматель не может обеспечить наличие документов, ему разрешается применить профессиональный налоговый вычет в размере 20% от общей суммы доходов. Порядок получения данного вычета установлен статьей 221 НК РФ.

При применении ОСНО индивидуальный предприниматель уплачивает также налог на добавленную стоимость, установленный главой 21 НК РФ.

Одной из причин, почему предприниматели не переходят на УСН, является возможность платить НДС. Потенциальные клиенты, уплачивающие НДС, предпочитают работать с такими же плательщиками.

Как определяется НДС? Выписывая счет, продавец увеличивает оплачиваемую сумму на ставку налога (10 или 18%), а после отгрузки оформляет счет-фактуру, реквизиты которого заносит в книгу продаж и журнал учета выставленных счетов-фактур.

Впрочем, предприниматель, работающий на общем режиме, может и не уплачивать НДС. Освобождение дается по уведомлению, посланному им в налоговую инспекцию, при сумме выручки за три предшествующих месяца не более 2 млн. рублей.

Прочие налоги. Кроме перечисленных налогов предприниматели платят страховые взносы на обязательное социальное страхование, государственную таможенную пошлину, лицензионные и регистрационные сборы и другие необходимые налоги, сборы, платежи. Возможно, это будут транспортный, водный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц, акцизы. Все зависит от имеющегося у предпринимателя объекта налогообложения.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЕНВД)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) применяется по решениям представительных органов муниципальных районов и городских округов в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1. оказания бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2. оказания ветеринарных услуг;

3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4. оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10. распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11. размещения рекламы на транспортных средствах;

12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района и (или) городского округа, на территории которого вводится данный налог.

Следует отметить, что в Ярославской области ЕНВД введен во всех без исключения муниципальных районах и городских округах. Следовательно, всем заинтересованным предпринимателям необходимо ознакомиться с решениями органов власти на местах и следить за их возможными изменениями.

Какие преимущества имеет данная система налогообложения?

Самым основным является то, что при применении ЕНВД государство не контролирует доходы налогоплательщика, и размер уплачиваемого налога не зависит от количества заработанных денежных средств.

Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности, как НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) и налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД). Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на его получение.

Налоговой базой для исчисления ЕНВД считается величина вмененного дохода. Рассчитывается она как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2. Таким образом, налоговую базу нужно рассчитать так: НБ = (БД х К1 х К2) х ФП, где

  • НБ - налоговая база;
  • БД - базовая доходность за налоговый период (квартал);
  • К1 - коэффициент-дефлятор (устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ и учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде);
  • К2 - корректирующий коэффициент (устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности)
  • ФП - физический показатель.
  • Налоговая ставка по ЕНВД - 15%. Чтобы рассчитать сумму налога необходимо налоговую базу умножить на налоговую ставку:
  • ЕНВД = НБ х 15%.

Базовая доходность - это условный доход предпринимателя за месяц на единицу физического показателя. Размер базовой доходности установлен законодательно для каждого вида деятельности, к которому применяется ЕНВД.

Физический показатель установлен для каждого в отдельности вида предпринимательской деятельности. Это может быть, например, количество транспортных средств, на которых размещена реклама (при размещении рекламы на транспорте), количество переданных во временное владение или пользование торговых мест (при оказании услуг по передаче по временное владение или пользование торговых мест) и т. п. Размер физического показателя определяется его фактическим значением, имеющим документальное подтверждение.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН)

Перейти на данную систему налогообложения не вправе:

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?

Во-первых, можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов, или с доходов, уменьшенных на величину расходов. В первом случае ставка налога составляет 6%, во втором - 15%. Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков в случае если объектом налогообложения признаны доходы, уменьшенные на величину расходов. На территории нашего региона Законом Ярославской области от 30.11.2005 N 69-з приняты понижающие ставки по отдельным видам деятельности.

Во-вторых, при данной системе налогообложения отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести "Книгу учета доходов и расходов", которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

В-третьих, применение упрощенной системы предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ. При этом предприниматели не уплачивают налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности) и налог на добавленную стоимость.

Еще одно преимущество заключается в том, что налоговая декларация по УСН представляться в налоговые органы только один раз в год.

Одним из важнейших вопросов применения УСН является решение вопроса о выборе объекта налогообложения. Данный налоговый режим предполагает, что объектом налогообложения могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщику предоставлено право самостоятельного выбора, каким из этих двух способов рассчитывать налог. Однако необходимо иметь в виду, что объект налогообложения может меняться предпринимателем ежегодно, но не ранее как с начала налогового периода, если он уведомит об этом налоговый орган. При этом уведомить налоговый орган необходимо до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предприниматель предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода менять объект налогообложения нельзя.

Наиболее просто объект налогообложения определить, если в этом качестве выбрать доходы. Ставка единого налога при УСН зависит от того, что именно является объектом налогообложения.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходы ставка единого налога по УСН составляет 6%. В этом случае предприниматели, применяющие УСН, единый налог рассчитывают по следующей формуле:


При этом расходы налогоплательщика, осуществленные в течение налогового периода, не учитываются при расчете единого налога.

Что касается другого объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", то налоговая ставка по нему составляет 15%. При расчете налоговой базы в этом случае величина доходов уменьшается на сумму произведенных и оплаченных расходов.


Кроме того, сумма налога (авансовых платежей по налогу), которую предприниматель исчислит за налоговый (отчетный период), может быть уменьшена им на сумму страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование; обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Обращаем внимание, что налоговым кодексом (ст. 346.16) предусмотрен закрытый перечень расходов при использовании объекта налогообложения "доходы минус расходы". Поэтому далеко не все свои расходы налогоплательщик сможет учесть при расчете единого налога.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА

Возможность применения УСН на основе патента возможна только для физических лиц, зарегистрированных и поставленных на налоговый учет в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная система налогообложения уже нашла широкое распространение по таким видам деятельности как услуги по обучению и репетиторству, организации и ведению кружков, копировальные работы, физкультурно-оздоровительная деятельность, музыкальное обслуживание торжеств и обрядов, услуги тамады, озеленительные работы и т. п.

Применять указанную систему налогообложения возможно при осуществлении деятельности в виде мелких бытовых услуг, ремесленничества, извоза и иных видов микробизнеса.

Полный перечень видов деятельности, переводимой на патент в соответствии с НК РФ и размер потенциально возможного к получению дохода по всем видам деятельности на территории Ярославской области, установленный Законом Ярославской области от 24.11.2008 N 54-з, приведен в таблице.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем
годового дохода для установления стоимости патента

< см. в брошюре >

Годовая стоимость патента составляет 6% от потенциально возможного к получению дохода, установленного законодательным органом власти субъектов Российской Федерации, то есть стоимость патента не зависит от фактически получаемого индивидуальным предпринимателем дохода.

Преимущества данной системы налогообложения:

- индивидуальный предприниматель не представляет в налоговый орган декларацию;

- патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев (перейти на патентную систему налогообложения можно с любого месяца календарного года);

- уплата патента производится 2 раза в год (одна треть стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшаяся часть уплачивается не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент). При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она может быть уменьшена индивидуальным предпринимателем на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом страховые взносы должны быть уплачены до уплаты оставшейся части стоимости патента. На сумму страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем после уплаты после уплаты оставшейся стоимости патента, стоимость патента не уменьшается.

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН на основе патента, вправе привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать пять человек.

Кроме того, если предприниматель будет привлекать наемную силу, то он при выплате дохода указанным лицам становится налоговым агентом по исчислению и уплате в бюджет НДФЛ, и плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Подать заявление на получение патента нужно в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее, чем за один месяц до начала применения УСН на основе патента.

Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан. Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации. Переход с УСН на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.

В случае если Вы перешли на патентную систему налогообложения, а потом передумали заниматься предпринимательской деятельностью, уплаченные деньги не возвращаются.

Налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, обязаны вести налоговый учет в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН на основе патента, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154 н.

Обращаем внимание на то, что:

во-первых, получить патенты Вы можете одновременно на несколько видов деятельности согласно вышеуказанному перечню;

во-вторых, если выбранный Вами вид деятельности из данного перечня относится в виду деятельности, подлежащему переводу на ЕНВД, то Вы вправе самостоятельно выбрать, какую систему налогообложения применять в отношении этого вида деятельности: ЕНВД или патент;

в-третьих, если Вы перешли с патентной системы на иной режим налогообложения, то вновь перейти на эту систему Вы будете иметь право только через 3 года после того, как утратили право на ее применение;

в-четвертых, на патентную систему переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Поэтому патентная система налогообложения совмещается с иными системами налогообложения.

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ (ЕСХН)

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) носит добровольный характер и предназначен он только для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Если индивидуальный предприниматель занимается производством сельскохозяйственной продукции или выращивает рыбу, перерабатывает ее и реализует, то он вправе перейти на специальный налоговый режим - уплату единого сельскохозяйственного налога (глава 26.1 Налогового кодекса РФ).

Не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)).

Также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством подакцизных товаров, осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и применяющие упрощенную систему налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом в заявлении следует указать долю дохода от реализации произведенной собственными силами сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) в общем доходе от всех видов деятельности за предшествующий год. Эта доля должна быть не менее 70%.

Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление на ЕСХН в 5-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае предприниматель считается перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Налогоплательщики, выбравшие данный режим налогообложения, имеют определенные преимущества.

В частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Декларация по ЕСХН представляться предпринимателями в налоговый орган только один раз в год.

Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Индивидуальные предприниматели в целях исчисления налоговой базы по ЕСХН должны вести учет доходов и расходов. Для этого предусмотрена специальная книга - Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169 н.

Внимание! Независимо от применяемой системы налогообложения предприниматели должны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ

При применении общей системы налогообложения

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением общей системы налогообложения, обязан по итогам календарного года представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом.

Общая (окончательная) сумма налога, исчисленная на основании указанной декларации, уплачивается предпринимателем один раз в год в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают на основании налоговых уведомлений авансовые платежи по налогу, исчисляемые налоговым органом. Данные платежи учитываются предпринимателем при уплате окончательной суммы налога за год. Сроки уплаты и размеры авансовых платежей установлены статьей 227 НК РФ.

При применении единого налога на вмененный доход

Индивидуальный предприниматель должен представлять налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода (квартала) в налоговый орган не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (за 1 квартал - не позднее 20 апреля, за 2 квартал - не позднее 20 июля, за 3 квартал - не позднее 20 октября, а за 4 квартал - не позднее 20 января следующего года).

Уплата налога производится по итогам налогового периода не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода (25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января).

При применении упрощенной системы налогообложения

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, представляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства один раз в год не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). В этот же срок производится уплата налога, исчисленного по декларации.

По итогам отчетных налоговых периодов (первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года) уплачиваются авансовые платежи (не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября).

При расчете суммы авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу.

При применении единого сельскохозяйственного налога

Декларация по ЕСХН представляется индивидуальным предпринимателем также как и при применении УСН один раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода (полугодия), то есть не позднее 25 июля.

Сумма налога по итогам года, уплачивается налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом при расчете суммы налога по итогам года учитывается уплаченный авансовый платеж по налогу.

Следует иметь в виду, что периодически в налоговое законодательство вносятся изменения, в том числе изменения в порядок уплаты и исчисление налогов, и для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо вовремя разобраться во всех тонкостях нового законодательства.

За помощью можно обращаться в налоговые органы, которые обязаны по обращениям налогоплательщиков проинформировать их в письменной или устной формах.

ИНН/КПП налоговых органов Ярославской области

Наименование
налогового органа
Адрес Наименование
территории,
подведомственной
налоговому органу
ИНН/КПП
налогового
органа
Телефоны
Инспекция ФНС России по
Дзержинскому району
г. Ярославля
150040, г. Ярославль,
ул. Некрасова, д. 42
Дзержинский район г. Ярославля 7602017692
760401001
(4852)
72-51-36
30-24-03
Инспекция ФНС России по
Заволжскому району
г. Ярославля
150062, г. Ярославль,
пр.Авиаторов, д. 153
Заволжский район г. Ярославля 7603007070
760301001
(4852)
24-09-22
Инспекция ФНС России по
Ленинскому району
г. Ярославля
150040, г. Ярославль,
пр. Октября, д. 56
Ленинский район г. Ярославля 7606015992
760601001
(4852)
73-37-53
Межрайонная ИФНС России N 1
по Ярославской области
152025, г. Переславль-
Залесский, ул. 50 лет
Комсомола, д. 16а
г. Переславль,
Переславский м.о.
7608009539
760801001
(48535)
3-12-41
Межрайонная ИФНС России N 2
по Ярославской области
152155, Ярославская
область, г.Ростов,
ул. Спартаковская, д. 142
г. Ростов,
Борисоглебский м.о.,
Гаврилов-Ямский м.о.
7609014884
760901001
(48536)
7-43-87
Межрайонная ИФНС России N 3
по Ярославской области
152901, Ярославская
область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 54
г. Рыбинск,
Пошехонский м.о.
7610052570
761001001
(4855)
21-45-47
Межрайонная ИФНС России N 4
по Ярославской области
152300, Ярославская
область, г. Тутаев, ул. Луначарского, д. 89
г. Тутаев,
Большесельский м.о.,
Даниловский м.о.,
Любимский м.о.,
Первомайский м.о.
7611013581
761101001
(48533)
2-17-92
2-30-12
Межрайонная ИФНС России N 5
по Ярославской области
150000, г. Ярославль,
ул. Свободы, д. 46
Кировский,
Фрунзенский,
Красноперекопский
районы г.Ярославля
7604016101
760401001
(4852)
30-27-55
30-25-95
Межрайонная ИФНС России N 7
по Ярославской области
150006, г. Ярославль,
ул. Корабельная, д. 1
Ярославский м.о.,
Некрасовский м.о.
7607021043
760701001
(4852)
48-81-35
Межрайонная ИФНС России N 8
по Ярославской области
152615, Ярославская область, г.Углич, ул. Ярославская, д. 5-а г. Углич,
Брейтовский м.о.,
Некоузский м.о.,
Мышкинский м.о.
7612001765
761201001
(48532)
5-19-05




  

^В начало^