сохранить
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 08.05.09 N 98
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАН О ПРАВАХ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ОМС"
В целях реализации Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", совершенствования деятельности территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в части обеспечения информированности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, о правах при оказании медицинской помощи приказываю:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС" (далее - Рекомендации).
2. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования использовать совместно со страховыми медицинскими организациями прилагаемые Рекомендации в работе по организации информированности граждан при осуществлении обязательного медицинского страхования.
3. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.
Председатель
А.В.ЮРИН
Приложение
к Приказу ФОМС
от 8 мая 2009 г. N 98
РЕКОМЕНДАЦИИ
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ОМС"
Введение
Рекомендации подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318), Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 27, ст. 920; 1993, N 17, ст. 602; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 1108; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5037; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3436; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21), Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3451), иными нормативными правовыми документами с целью оказания методической помощи субъектам и участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС.
Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.
Общие положения
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" фонды обязательного медицинского страхования, созданные для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан (часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, т.е. сведения (сообщения, данные) независимо от их получения, может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены:
- ограничения доступа к информации (возможности ее получения и использования);
- иные требования к порядку ее предоставления (действиям, направленным на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц);
- ограничения распространения. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передача информации неопределенному кругу лиц являются ограничениями по определению.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен), а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами устанавливается ограничение доступа к информации.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, которая обязательна для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требований не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя, если доступ к такой информации ограничен федеральными законами.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок доступа к персональным данным граждан (т.е. любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации субъекту персональных данных, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон 152-ФЗ).
За нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений (обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания).
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:
1. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
2. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.
К числу основных прав пациента Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" также относит сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным документом, обеспечивающим защиту прав граждан на неприкосновенность частной жизни при сборе и обработке персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с разделом 3 статьи 9 Закона N 152-ФЗ обязанность предоставить доказательства согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (т.е. действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление и изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение этих данных), а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора, которым является государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных.
Сведения о состоянии здоровья данный Закон относит к специальной категории персональных данных и допускает их обработку только в медико-профилактических целях в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг, при условии что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.
Согласно Федеральному закону оператор вправе получать от субъекта персональных данных только те данные, которые необходимы для достижения цели их обработки и только при согласии самого субъекта персональных данных. При этом оператор должен обеспечить конфиденциальность полученной информации.
Законом предусматривается право субъекта персональных данных на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением следующих случаев, если:
1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.
Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции ФЗ от 09.02.2009 N 4-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Надзор за федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ) возложен на прокуратуру Российской Федерации.
Основные подходы к обеспечению информированности
застрахованных о правах при получении медицинской помощи
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС.
Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач страховых медицинских организаций (далее - СМО).
Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- Федеральный и территориальные фонды ОМС;
- СМО;
- медицинские учреждения.
Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую общедоступную информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.
В соответствии со статьей 19 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая общедоступную информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Права граждан, застрахованных по ОМС,
при получении медицинской помощи и основные нормативные
акты, их регламентирующие
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. Право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с:
программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
ст. 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - Основ).
3. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
ст. ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
4. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
5. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения:
ст. 30 Основ;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
6. Право граждан на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача:
ст. 30 Основ;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
7. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации;
ст. ст. 30, 66, 67, 68 Основ;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
ст. 45 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
8. Право граждан на проведение экспертизы:
раздел IX Основ, в том числе независимой медицинской экспертизы:
ст. 53.
9. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья:
ст. 69 Основ.
10. Право граждан, застрахованных по ОМС, при получении медицинской помощи на защиту своих персональных данных:
ст. 17 Закона 152-ФЗ.
11. Право граждан на обжалование действий или бездействий оператора, осуществляющего обработку его персональных данных:
ст. 17 Закона 152-ФЗ.
12. На граждан, получающих медицинскую помощь в рамках системы ОМС, распространяются также права пациента, гарантируемые статьями ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ.
В соответствии со ст. 30 Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 17) "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".
Деятельность территориальных фондов ОМС по обеспечению
информированности граждан о правах в системе ОМС
В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы территориальных фондов ОМС:
- Работа с обращениями граждан.
- Работа со средствами массовой информации.
- Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
- Размещение информации о правах пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС.
- Использование информационно-телекоммуникационных сетей.
1. Работа с обращениями граждан.
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказами Федерального фонда ОМС и методическими документами.
До сведения застрахованного населения должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС должны быть определены часы приема населения руководителями этих организаций.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" совместно с представителями органов управления здравоохранением, встречи с населением с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
2. Работа со средствами массовой информации
Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:
- размещение публикаций по правам граждан в системе ОМС в печатных и электронных средствах массовой информации;
- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан;
- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике;
- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и расписания приема граждан в территориальных фондах ОМС;
- размещение публикаций в территориальных бесплатных (рекламно-информационных) газетах в целях обеспечения доступности информации для социально незащищенных групп граждан.
3. Выпуск наглядных материалов.
Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.
4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях.
4.1. Информирование населения.
Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также о правах застрахованного в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах (см. приложение 1).
4.2. Информирование медицинских работников.
Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан, ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи и правах граждан при ее получении.
Для реализации поставленной задачи территориальными фондами ОМС (совместно с СМО) организуются совещания, семинары, проводится плановая учеба, в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС.
4.3. Учитывая, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования, территориальные фонды ОМС контролируют исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования населения.
5. Мероприятия по созданию и поддержанию интернет-ресурсов территориальных фондов ОМС.
Для организации работы по информированию граждан целесообразно размещение следующей информации на общедоступных страницах сайтов территориальных фондов ОМС:
- общей нормативно-справочной информации о деятельности системы ОМС;
- нормативных правовых, информационных документов по конкретному субъекту Российской Федерации;
- контактной информации, в том числе телефонов "горячей телефонной линии".
Для облегчения взаимодействия пользователей информационного ресурса рекомендуется:
1. Организация разделов по защите прав граждан, в том числе для размещением отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных и судебной практике.
2. Организация "горячей линии" с использованием веб-сервисов (он-лайн сообщений, сообщений по электронной почте).
3. Группировать информацию, предназначенную или затрагивающую:
- страховые медицинские организации;
- застрахованных;
- страхователей;
- медицинские учреждения.
В целях обеспечения диалога заинтересованных сторон рекомендуется:
- организация форумов с участием в них представителей территориальных фондов;
- публикация ответов на вопросы, заданные на форуме;
- использование оповещений (через подписные механизмы);
- заинтересованных лиц;
- организация механизма обратной связи с пользователями интернет-сайта.
Для повышения информированности граждан рекомендуется:
1. Организация и обновление новостной ленты сайта.
2. Публикация выступлений и комментариев врачей, юристов, экономистов, в том числе по конкретным обращениям граждан.
3. Публикация печатных материалов в электронном виде, в т.ч. различных справочников (СМО, ЛПУ).
Для развития и поддержания интернет-сайта территориальных фондов рекомендуется:
1. Размещение ссылок на ресурсы, содержащие полезную информацию о правах граждан в области охраны здоровья.
2. Мониторинг обращений пользователей к интересующей информации с помощью статистики посещений страниц сайта.
3. Периодическая корректировка и изменение структуры сайта с целью облегчения поиска информации, в зависимости от востребованности ресурсов.
4. Добавление информации и поддержание информации в актуальном виде.
5. Развитие взаимодействия со СМИ, представленными в Интернете.
6. Размещение информации (в том числе контактной) на специализированных сайтах в Интернете.
7. Расходы по обеспечению информированности граждан о правах в системе ОМС включаются отдельной строкой в бюджеты территориальных фондов ОМС, СМО.
Деятельность страховых медицинских организаций
по обеспечению информированности граждан о правах
в системе ОМС
1. СМО обеспечивают размещение информационных материалов (см. приложение 2) в:
- местах, отведенных в СМО для приема граждан;
- в пунктах выдачи страховых медицинских полисов ОМС;
- в ЛПУ, находящихся со СМО в договорных отношениях;
- в иных местах, определяемых каждым субъектом Российской Федерации.
2. Размещаемые в СМО, а также вручаемые персонально гражданам (их представителям) информационные и тематические материалы должны соответствовать требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.
3. В местах размещения информационных материалов (согласно п. 1) могут быть размещены материалы об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования. Количество и общая площадь носителей, используемых в СМО для размещения таких материалов, не должны превышать количества и общей площади носителей, используемых для размещения информационных материалов. Доступность размещения материалов об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования не должна превышать доступность размещения информационных материалов.
4. Размещаемые в СМО рекламные материалы должны соответствовать требованиям законодательства. Количество и общая площадь носителей, используемых для размещения рекламных материалов, не должны превышать количество и общую площадь носителей, используемых для размещения материалов, об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования.
5. При обеспечении СМО тематическими материалами, разработанными и утвержденными органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, СМО обеспечивает их размещение (плакаты), а также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально гражданам (их представителям).
6. Ситуации, при которых СМО осуществляет выдачу персонально гражданам (их представителям) тематических материалов:
- выдача, замена страхового медицинского полиса;
- очное обращение граждан в подразделения СМО (офис, консультационная служба пункта выдачи полисов, кабинет страхового представителя) для получения консультации, рассмотрения жалобы;
- проведение СМО информационно-разъяснительных мероприятий (встреч) с гражданами, представителями страхователей.
7. В СМО может осуществляться выдача персонально гражданам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.
8. Контроль за обеспечением размещения в СМО информационных материалов и соблюдением требований к ним осуществляют:
- руководитель СМО;
- органы и организации, реализующие государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, в пределах их компетенции.
9. В СМО, организующих службу представителей страховых медицинских организаций (далее - представители СМО) по осуществлению в лечебно-профилактических учреждениях, работающих в системе ОМС, работы по защите прав и законных интересов застрахованных граждан, представители СМО принимают участие в подготовке и размещении информационных материалов по защите прав застрахованных, а также обеспечивают получающих в ЛПУ медицинскую помощь граждан информационно-разъяснительными материалами по вопросам их прав.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗМЕЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
N |
Виды информационных материалов |
Перечень мест для размещения |
1 |
Информация о медицинском учреждении |
|
Полное и сокращенное наименование юридического лица, его ведомственная принадлежность, местонахождение, режим работы |
- Рядом с каждым, предназначенным для граждан, входом в здание медицинского учреждения (МУ);
- У регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);
- В приемном отделении и холле для посетителей (стационар) |
2 |
Информация о лицензии медицинского учреждения |
2.1 |
Копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности с указанием перечня разрешенных работ и услуг |
- У регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);
- В приемном отделении и холле для посетителей (стационар);
- У кабинетов администрации МУ |
3 |
Информация о платных медицинских услугах |
3.1 |
Порядок оказания платных медицинских услуг, нормативные документы регламентирующие его |
- У регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение) или у регистратуры платного отделения;
- Около справочной учреждения |
3.2 |
Перечень платных медицинских услуг |
- У регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение) или у регистратуры платного отделения;
- Около справочной учреждения |
3.3 |
Права пациента в соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Права застрахованного в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" |
- У регистратуры (амбулаторно-поликлиническое учреждение);
- В приемном отделении и холле для посетителей (стационар);
- У кабинетов администрации МУ |
Приложение 2
РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СМО
N |
Виды информационных материалов |
Перечень мест для обязательного размещения, носители информации |
1 |
Информация о юридическом лице |
1.1 |
Полное и сокращенное наименование юридического лица, местонахождение, режим работы |
Рядом с каждым предназначенным для граждан входом в здание, в котором расположено подразделение СМО (вывески) |
2 |
Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) |
2.1 |
Виды медицинской помощи и медицинских услуг, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи субъекта РФ, в том числе медицинской помощи (медицинских) услуг, входящих в территориальную программу ОМС |
Виды информационных материалов, указанных в пунктах 2.1 - 2.3, размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан, во всех подразделениях СМО |
2.2 |
Порядок и условия предоставления медицинских услуг в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи субъекта РФ |
2.3 |
Перечни лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения, подлежащих бесплатному предоставлению при реализации территориальной программы ОМС субъекта РФ |
3 |
Информация о правах граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) |
3.1 |
Права граждан в системе ОМС, правила ОМС субъекта РФ |
Виды информационных материалов, указанные в пунктах 3.1 - 3.4, размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан, во всех подразделениях СМО |
3.2 |
Порядок оказания бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) лицам, застрахованным на территории субъекта РФ, гражданам РФ за пределами территории их страхования, лицам, не имеющим регистрации по месту жительства и по месту пребывания, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иным категориям граждан |
3.3 |
Местонахождение, телефоны круглосуточной информационно-справочной службы СМО, перечень вопросов, относящихся к ее компетенции, сроки рассмотрения обращений граждан |
3.4 |
Местонахождение, телефоны территориального фонда ОМС субъекта РФ, перечень вопросов, относящихся к его компетенции, в том числе претензии к работе СМО, сроки рассмотрения обращений граждан |
3.5 |
Местонахождение, телефоны, режим работы пунктов выдачи полисов ОМС и их консультационных служб |
Входные двери пунктов выдачи полисов, плакаты;
в местах ожидания приема граждан пунктов выдачи полисов (их консультационных служб), дополняя блок информационных материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.4 |
3.6 |
Место расположения, часы приема страховых представителей <*> в ЛПУ, перечень вопросов, относящихся к их компетенции, порядок и сроки рассмотрения обращений граждан |
Размещаются на входных дверях кабинетов страховых представителей, плакаты;
в местах ожидания приема граждан у кабинетов страховых представителей, дополняя блок информационных материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.4 |
4 |
Информация о порядке обжалования действий работников СМО <**> |
4.1 |
Порядок приема и сроки рассмотрения претензий граждан к работе подразделений и/или работников СМО, фамилия, имя, отчество руководителя СМО, часы и место приема им граждан, телефон |
Виды информационных материалов, указанных в пунктах 4.1 - 4.4 размещаются единым блоком на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан, во всех подразделениях СМО |
4.2 |
Порядок обращений застрахованных граждан к страхователю в случаях претензий к работе СМО |
4.3 |
Порядок обращений застрахованных граждан в территориальный фонд ОМС субъекта РФ в случаях претензий к работе СМО |
4.4 |
Порядок обжалований действий или бездействий оператора, осуществляющего обработку его персональных данных |
5 |
Информация о работниках СМО <**> |
5.1 |
Фамилия, имя, отчество руководителя СМО, часы и место приема им граждан, телефон приемной |
В каждом подразделении СМО, плакат |
5.2 |
Фамилии, имена, отчества, должности работников СМО |
На кабинетах, таблички |
Одежда работников, нагрудный знак (бейдж) |
--------------------------------
<*> В случае наличия службы представителей.
<**> Информация предоставляется с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".