Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина России от 27.06.2016 N 98н.
16.02.16
Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2013 г. N 28518
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 02.04.13 N 36н
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ И ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ
ДОКУМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с изм., внесенными Приказом Минфина России
от 26.08.2015 N 133н)
В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2012, N 6, ст. 680; 2013, N 5, ст. 407), по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации приказываю:
1. Ввести в действие на территории Российской Федерации:
С 1 января 2018 года подпункт 1 пункта 1 утрачивает силу (пункт 4 Приказа Минфина России от 26.08.2015 N 133н).
1) Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (приложение N 1);
2) утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н;
2. Установить, что документ Международных стандартов финансовой отчетности "Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7" применяется организациями, которые применяют Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
Пункт 3 утратил силу в части документа Международных стандартов финансовой отчетности "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32)" (Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н).
3. Установить, что:
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" и документ Международных стандартов финансовой отчетности "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32)" вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в сроки, определенные в этих документах;
документ Международных стандартов финансовой отчетности "Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7" вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального опубликования.
4. Прекратить действие на территории Российской Федерации Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 г., регистрационный N 22501; Российская газета, N 278, 9 декабря 2011 г.), со дня вступления в силу на территории Российской Федерации Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
5. Признать утратившим силу подпункт 54 пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 160н со дня прекращения действия на территории Российской Федерации Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов".
А.Г.СИЛУАНОВ
Приложение N 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 02.04.2013 N 36н
ВЗАИМОЗАЧЕТ
ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (ПОПРАВКИ
К МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 32)
Поправки к МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации"
Дополнить пунктом 97L следующего содержания:
97L. В рамках документа "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств" (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32), выпущенного в декабре 2011 года, в настоящем стандарте был удален пункт AG38 и были добавлены пункты AG38A - AG38F. Организация должна применять настоящие поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2014 года или после этой даты. Организация должна применять настоящие поправки ретроспективно. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящие поправки досрочно, она должна раскрыть этот факт, а также информацию, раскрытие которой требуется документом "Раскрытие информации - Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств" (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7), выпущенным в декабре 2011 года.
Пункт AG38 удалить.
Дополнить заголовками и пунктами AG38A - AG38F следующего содержания:
Критерий, предусматривающий, что у организации "в настоящий момент имеется обеспеченное правовой защитой право осуществить зачет признанных сумм" (пункт 42(a))
AG38A. Право на проведение зачета может иметь место в настоящий момент либо быть обусловлено некоторым событием в будущем (например, право может возникать или становиться исполнимым только при наступлении какого-либо события в будущем, такого, например, как неисполнение обязательства, несостоятельность или банкротство одного из контрагентов). Даже если право на проведение зачета не обусловлено событием в будущем, может быть так, что оно приобретает правовую защиту только в ходе обычной деятельности организации, или в случае неисполнения обязательства, или в случае наступления несостоятельности или банкротства одного или всех контрагентов.
AG38B. Для того чтобы выполнялся критерий пункта 42(a), организация должна в настоящий момент иметь право на проведение зачета, обеспеченное правовой защитой. Это означает, что право на проведение зачета:
(a) не должно быть обусловлено событием в будущем; и
(b) должно быть юридически закреплено во всех следующих обстоятельствах:
(i) в ходе обычной деятельности;
(ii) в случае неисполнения обязательства; и
(iii) в случае несостоятельности или банкротства организации или кого-либо из контрагентов.
AG38C. Характер и объем права на проведение зачета, включая любые условия, касающиеся его исполнения, а также вопрос о том, сохраняется ли оно в случае неисполнения обязательств, несостоятельности или банкротства, могут отличаться в разных юрисдикциях. Как следствие, нельзя предполагать, что право на проведение зачета вне хода обычной деятельности всегда имеется у организации. Например, законодательство в отношении банкротства или несостоятельности в той или иной юрисдикции может в некоторых обстоятельствах запрещать или ограничивать право на проведение зачета в случае банкротства или несостоятельности.
AG38D. Чтобы убедиться в том, что право на проведение зачета обеспечено правовой защитой в ходе обычной деятельности, в случае неисполнения обязательств, а также в случаях несостоятельности или банкротства организации и всех контрагентов (как указано в пункте AG38B(b)), следует рассмотреть требования законодательства, действующего применительно к взаимоотношениям между сторонами (например, положения договоров, законодательные акты, регулирующие исполнение договоров, либо законодательные акты, регулирующие вопросы неисполнения обязательств, несостоятельности или банкротства, применимые к сторонам договора).
Критерий, предусматривающий, что организация "намеревается произвести расчеты на нетто-основе или реализовать актив и исполнить обязательство одновременно" (пункт 42(b))
AG38E. Для того чтобы выполнялся критерий пункта 42(b), организация должна иметь намерение произвести расчеты на нетто-основе, либо реализовать актив и исполнить обязательство одновременно. Несмотря на то, что организация может располагать правом на проведение расчетов на нетто-основе, она, тем не менее, может реализовать актив и исполнить обязательство отдельно.
AG38F. Если организация может произвести взаиморасчеты таким образом, что результат будет фактически эквивалентен расчетам на нетто-основе, то критерий расчетов на нетто-основе из пункта 42(b) для такой организации будет выполняться. Это произойдет только в том случае, если механизм расчетов на валовой основе обладает характеристиками, которые приводят к несущественным кредитному риску и риску ликвидности или исключают их, и обеспечивает обработку дебиторской и кредиторской задолженности в рамках единого процесса или цикла проведения расчетов. Например, критерий проведения расчетов на нетто-основе из пункта 42(b) будет выполняться для системы расчетов на валовой основе, обладающей всеми следующими характеристиками:
(a) финансовые активы и финансовые обязательства, разрешенные к зачету, представляются для обработки в один и тот же момент времени;
(b) после того как финансовые активы и финансовые обязательства представлены для обработки, стороны договора обязаны выполнить обязательство по проведению расчетов;
(c) отсутствует возможность изменения денежных потоков, возникших по активам и обязательствам, после того, как они были представлены для обработки (кроме случаев, когда обработка не будет произведена - см. (d) ниже);
(d) расчеты по активам и обязательствам, обеспеченным ценными бумагами, будут произведены посредством передачи ценных бумаг или с помощью аналогичной системы (например, поставка против платежа) таким образом, что если передача ценных бумаг не происходит, то обработка соответствующей дебиторской или кредиторской задолженности, для которой данные ценные бумаги являются обеспечением, также не происходит (и наоборот);
(e) операции, которые не были произведены, как указанно в (d), будут повторно представляться для обработки до того момента, пока расчеты по ним не будут произведены;
(f) расчеты производятся посредством одной и той же организации по осуществлению расчетов (например, расчетного банка платежной системы, центрального банка или центрального депозитария ценных бумаг);
(g) имеется механизм кредитования в рамках одного дня, который позволяет привлечь достаточные суммы по овердрафту для того, чтобы на дату расчетов обеспечить каждой из сторон прохождение платежей, и имеется практически полная уверенность в том, что стороны воспользуются механизмом кредитования в рамках одного дня, если возникнет такая потребность.
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 02.04.2013 N 36н
ПОПРАВКИ
К МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 7
Поправки к МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"
Пункт 44I изложить в следующей редакции:
44I. Когда организация впервые применяет МСФО (IFRS) 9, она должна раскрыть для каждого класса финансовых активов и финансовых обязательств на дату первоначального применения:
(a) первоначальную категорию оценки и балансовую стоимость, определенную в соответствии с МСФО (IAS) 39;
(b) новую категорию оценки и балансовую стоимость, определенную в соответствии с МСФО (IFRS) 9;
(c) сумму любых финансовых активов и финансовых обязательств в отчете о финансовом положении, которые ранее были классифицированы как оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка, но которые уже классифицированы иначе, делая различие между финансовыми активами и финансовыми обязательствами, которые должны быть реклассифицированы организацией в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и финансовыми активами и финансовыми обязательствами, по которым решение о реклассификации принимает сама организация.
Организация должна раскрыть эту информацию количественного характера в табличной форме, если иной формат не является более приемлемым.
Дополнить пунктами 44S - 44W следующего содержания:
44S. Если организация впервые применяет требования МСФО (IFRS) 9 к классификации и оценке, она должна раскрыть информацию, указанную в пунктах 44T - 44W настоящего МСФО (IFRS), если она решает по собственной инициативе либо обязана раскрывать данную информацию согласно МСФО (IFRS) 9 (см. пункт 8.2.12 МСФО (IFRS) 9 (2009 год) и пункт 7.2.14 МСФО (IFRS) 9 (2010 год)).
44T. Если этого требует пункт 44S, на дату первоначального применения МСФО (IFRS) 9 организация должна раскрыть информацию об изменениях в классификации финансовых активов и финансовых обязательств, показывая отдельно:
(a) изменения балансовой стоимости, определенные в соответствии с категориями оценки, к которым они относились согласно МСФО (IAS) 39 (т.е. не обусловленные изменением основы оценки при переходе на МСФО (IFRS) 9); и
(b) изменения балансовой стоимости, являющиеся следствием изменения способа оценки при переходе на МСФО (IFRS) 9.
Информация, раскрытие которой требуется в настоящем пункте, может не представляться в отчетных периодах после годового периода, в котором МСФО (IFRS) 9 применяется впервые.
44U. В том отчетном периоде, в котором МСФО (IFRS) 9 применяется впервые, организация должна раскрыть следующую информацию о финансовых активах и финансовых обязательствах, которые были реклассифицированы таким образом, что в результате перехода на МСФО (IFRS) 9 они оцениваются по амортизированной стоимости:
(a) справедливую стоимость данных финансовых активов и финансовых обязательств на конец отчетного периода;
(b) прибыль или убыток от изменения справедливой стоимости, которые были бы признаны в составе прибыли или убытка либо в составе прочих компонентов совокупного финансового результата в течение отчетного периода, если бы данные финансовые активы или финансовые обязательства не были реклассифицированы;
(c) эффективную процентную ставку, определенную на дату реклассификации; и
(d) признанный процентный доход или расход.
Если организация рассматривает справедливую стоимость финансового актива или финансового обязательства в качестве его амортизированной стоимости на дату первоначального применения (см. пункт 8.2.10 МСФО (IFRS) 9 (2009 год) и пункт 7.2.10 МСФО (IFRS) 9 (2010 год)), то раскрытие информации, требуемой пп. (c) и (d) настоящего пункта, должно быть представлено за каждый отчетный период, следующий за реклассификацией, вплоть до прекращения признания данных финансовых активов или финансовых обязательств. В противном случае информация, раскрытие которой требуется настоящим пунктом, может не представляться после отчетного периода, в котором МСФО (IFRS) 9 применяется впервые.
44V. Если организация раскрывает информацию, требуемую пунктами 44S - 44U на дату первоначального применения МСФО (IFRS) 9, то данная информация, а также информация, раскрываемая согласно требованиям пункта 28 МСФО (IAS) 8 в отчетном периоде, в котором МСФО (IFRS) 9 применяется впервые, должна позволять произвести сверку между:
(a) категориями оценки согласно МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 9;
(b) статьями, представленными в отчете о финансовом положении.
44W. Если организация раскрывает информацию, требуемую пунктами 44S - 44U на дату первоначального применения МСФО (IFRS) 9, то данная информация, а также информация, раскрываемая согласно пункту 25 настоящего МСФО (IFRS) на дату первоначального применения, должна позволять произвести сверку между:
(a) категориями оценки согласно МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 9;
(b) классами финансовых инструментов на дату первоначального применения.